Дворец зависти короля - восхитительный Во-ле-Виконт. Во ле виконт или замок фуке Как доехать до замка во ле виконт

22.04.2024

)
Время работы: с 10:00 до 18:00 (c 27 марта по 7 ноября, закрыт по средам
и в остальное время года). Во время «Вечера свечей» закрывается в 23:00.
Вход во дворец: 14€ для взрослых, 11€ до 16 лет, бесплатно для детей до 6 лет.
Вход на «Вечер свечей» на 3€ дороже.
Станция RER: Melun
Сайт: www.vaux-le-vicomte.com

В 55 километрах на юго-восток от Парижа, неподалеку от Фонтенбло , раскинулась одна из красивейших классических усадеб Франции - Vaux-le-Vicomte или Во-ле-Виконт.

У садьба Во-ле-Виконт была построена в 1658-1661 специально для виконта Во и Мелена Николя Фуке. В то время он был любимчиком французского короля Людовика XIV. Получив поместье, Николя Фуке про него забыл и вспомнил лишь через 15 лет, когда занял должность главного финансиста Франции.

Ф актически единовластно распоряжаясь казной Франции, Николя Фуке затеял огромную и дорогостоящую перестройку усадьбы, пригласив лучших мастеров своего времени: ландшафтного архитектора Андре Ленотра, знаменитого соавтора Лувра и очень модного архитектора Луи Лево, а в качестве художника по интерьерам стал Шарль Лебрен.

З амок Во-ле-Виконт наполнен прекрасными фресками с изображением нимф и божественных созданий, интерьер замка сияет позолотой и изобилует произведениями искусства, которые французская армия безжалостно вывозила со всех концов света, а предприимчивый Фуке заботливо хранил в своем имении.

Т ак с помощью мастерства трех великих зодчих и огромных денежных средств скромная усадьба, стала шедевром классической архитектуры и самым большим особняком, построенным в 17 веке, не только во Франции и Европе, но и во всем мире.

С ама же усадьба Во-ле-Виконт состоит из прекрасного классического замка, окруженного рвом с водой, и огромного парка, который был создан специально по задумке Фуке.

В парковый ландшафт гармонично вписываются оригинальные фонтаны и каналы, которые наполняются из двух близлежащих рек. На данный момент именно парк привлекает к себе больше внимания, чем сам замок, ведь в этом парке собрана огромная коллекция прекрасных изящных статуй и светящихся в темноте фонтанов.

Ч ерез три года работы над усадьбой Во-ле-Виконт стала жемчужиной Франции, а довольный результатом Николя Фуке 17 августа 1661 года устроил огромный и очень пышный прием в честь новоселья. На приеме для первых лиц Франции выступали специально приглашенные Мольер и Лафонтен, которые к тому же еще были и хорошими друзьями владельца замка.

И менно столь вычурное и роскошное приобретение за счет королевской казны стало веским поводом для неожиданного ареста Фуке. Существует несколько мнений о причине его ареста, но ни одно из них до сих пор не нашло подтверждения.

С ейчас замок Во-ле-Виконт одно из самых посещаемых мест во Франции, а многие туристы стремятся посетить данную достопримечательность , так как знают о ней из романов Александра Дюма. Ведь именно благодаря его романам Николя Фуке известен как суперинтендант, которого арестовал Д’Артаньян по приказу короля.

Е сть еще одна детективная и загадочная версия, которая намекает на то, что Фуке стал жертвой хитрых интриг и козней его соперника Кольбера, стремившегося захватить пост министра финансов. А историки рассудительно говорят о том, что достаточно посмотреть на размеры и масштаб имения Фуке и становится ясно, что помимо интриг завистников он еще поплатился за слишком наглое использование королевской казны.

Д аже подсчитано, что строительство этого замка за счет государственных денег в годы войны Франции с Англией за колонии нанесло стране такой же ущерб что и проигрыш в крупном морском сражении.

З амок был конфискован, а вещи, посуда, гобелены, ковры, картины, скульптура, мебель были вывезены в Версаль и Лувр . Николя Фуке скончался в заключении, где ему даже не разрешали писать и разговаривать.

Т огда же пошла молва, что именно Николя Фуке и есть загадочный пленник в железной маске. Достоверных подтверждений этой версии о «Железной маске» не найдено историками.

Н о, все равно, сейчас Во-ле-Виконт привлекает туристов не только своей архитектурой и парком, но и загадочным историями, которые окружили имя его первого владельца. А съемки фильма «Человек в железной маске» в интерьерах замка Во-ле-Виконт только подогрели желание миллионов людей своими глазами увидеть старинные гобелены, удивляющие роскошью залы и кабинеты, леденящие душу лестницы, винные погреба и таинственные подземные ходы.

О собенно туристов привлекает закулисная жизнь загадочного замка, к которой можно прикоснуться, заглянув на кухню. Это единственное место в замке не претерпевшее изменений со времен постройки.

Н о еще более пристального внимания заслуживают проводящиеся каждую субботу «Вечера свечей» (с 1 мая по 9 октября), когда дворец и прилегающий к нему парк как и во времена своего первого владельца Николя Фуке освещаются тысячами свечей.

С ам же замок после Фуке постоянно переходил из рук в руки и менял названия. Так он был просто Во, затем Во-Вилар, после Во-Праслен. Один из владельцев замка в 1875 году даже намеревался сломать постройки, а территорию распродать по частям на сады, но об этом вовремя узнал любитель искусства и богатейший владелец сахарных заводов Альфред Сомье. Он выкупил и восстановил былую роскошь и красоту прекрасного имения.

Т ак что не удивляйтесь несколько нестандартному для музеев Парижа графику работы – замок и по сей день находится в частной собственности.

Даже страшно подумать, что такой шедевр архитектурного искусства как замок Во-ле-Виконт (Château de Vaux-le-Vicomte), мог быть стерт с лица земли по прихоти Короля-солнца, Людовика XIV.

Начало лета 1661 года. Король с королевой прибыли в замок, построенный его суперинтендантом, на торжественное новоселье. То, что открылось их взору, превзошло все ожидания. Террасы и газоны, утопающие в цветах, парки, фонтаны, бассейны с экзотическими рыбками, множество гротов и каскадов и сам замок – куда не падал их взгляд, все было не просто роскошно – чарующе.

Но, вместо того, чтобы любоваться окружающим великолепием, король планировал, как он отомстит Николя Фуке за несколько часов его триумфа. И он отомстил, всю свою оставшуюся жизнь министр финансов короля прожил в тюрьме.

Дальнейшая судьба замка была незавидна, сначала жена Николя Фуке отдает его за долги и король вывозит оттуда все самое ценное, дворец выставляется на продажу, и, почти два столетия, тихо рушится. В 1875 году замок выкупает Альфред Соммье и начинается новая жизнь поместья.

  • (70.00 €)

В 1968 года замок Во-ле-Виконт открывается и становится одним из самых посещаемых достопримечательностей во Франции. Приехать сюда можно как самостоятельно, так и с экскурсией.

Новые хозяева постарались восстановить замок с исторической точностью.

Трехэтажный дворец, опоясанный глубоким рвом, встречает туристов торжественным залом, Большим салоном, королевской опочивальней, оформленными фресками и позолоченными гипсовыми элементами, в стиле барокко. В некоторых салонах на первом этаже установлены восковые фигуры хозяина дома, короля и других исторических персонажей. Есть во дворце комната Игр и салон Муз. Еще в замке есть уникальная библиотека и оранжерея. На цокольном ярусе расположены кухня, кладовые, комнаты для прислуги. По подземным переходам можно попасть в любую часть парка.


Про парк следует сказать отдельно, ведь именно здесь родился первый классический французский парк, отличительная черта которого – симметричное расположение газонов, аллей, бассейнов. Выстриженные из кустов и деревьев пирамиды, шары и конусы тоже расположены так, чтобы подчеркнуть симметрию композиции. Большое количество античных скульптур, нимф и других созданий украшают всю территорию парка.

Возле входа в замок расположены конюшни, в которых разместился музей экипажей.

Приезжающие в замок экскурсанты, могут не только ознакомиться с поместьем и полюбоваться прилегающей к нему территорией, здесь разработана целая программа для привлечения туристов.

Во все субботы с начала мая и до начала октября проводятся «Вечера свечей», в память основателя дворца Николя Фуке. Во вторую и четвертую субботу с последних чисел марта и до середины октября проходит «шоу фонтанов». Ежегодно, 20 мая, на территории замка проходит костюмированный бал – одно из самых удивительных и таинственных мероприятий дворца Ве-ло-Виконт.

Здесь играет старинная музыка, гости разодеты в костюмы XVII века, среди них снуют танцоры, предлагая изобразить танец прошлого, а после заката зажигают две тысячи свечей. В самом конце мероприятия можно увидеть волшебный фейерверк.


Каждый год 23 июня проходит «Пикник на природе» или «Ночь Муз». С 9 по 11 ноября проходит детский праздник «черного золота», где маленьким гурманам будет предложено в неограниченном количестве продегустировать любимое лакомство - шоколад.

Самостоятельное путешествие по французским городам позволило мне добраться до дворца Во-ле-Виконт из Парижа, увидеть достопримечательности Мелена, выяснить, где можно поесть после осмотра дворца Во-ле-Виконт; хотите знать больше - читайте отчёт о путешествии по Франции

Вот ведь как бывает: ансамбль Версаля известен во всём мире, тогда как про дворец Во-ле-Виконт знают немногие – спроси кого, пожалуй, не всякий образованный человек сразу скажет, что это за достопримечательность, откуда она взялась и где находится. А ведь Во-ле-Виконт дал жизнь Версалю, и это как раз тот случай, когда отпрыск затмил своего отца…

Проблема тут во многом обусловлена разной историей этих комплексов, один из которых был всё время на виду, тогда как второй долго пребывал в забвении, на периферии общественной жизни. Кроме того, играет свою роль и сложность транспортного сообщения: чтобы попасть в Версаль, надо затратить минимум усилий, самостоятельно добраться до дворца Во-ле-Виконт из Парижа на порядок сложнее – даже в Шантильи попасть легче. То есть поначалу дела идут просто, и если сесть на электричку в сторону Мелена, то максимум через тридцать минут будешь на месте. Это пятая зона парижской агломерации, для проезда лучше всего использовать карточку «Navigo Decouverte » или однодневную «Mobilis », оно дешевле будет, чем покупать билет туда и обратно. То есть на первом этапе проблем никаких, проблемы будут дальше. Теоретически, можно добраться до дворца Во-ле-Виконт на пригородном автобусе, отправление которого привязано к прибытию некоторых поездов с Лионского вокзала; скажем, те, кто решил в Во-ле-Виконт доехать из Парижа на составе в 9:19, сойдут на перрон Мелена в 9:44 и успеют сесть на рейс в 10:00. Тут всё классно, и зазор достаточный, вот только автобусы до Во-ле-Виконт отправляются всего 5 раз в день, и это сильно ограничивает варианты посещения. Стоит сделать ошибку, и вся поездка окажется скомкана – скажем, привлекательной кажется линия D системы RER , тянущаяся в эти края из центра Парижа, вроде как сел в вагон и не надо бегать по Лионскому вокзалу, искать, откуда отправляются поезда до Мелена. На самом деле, такой вояж займёт уйму времени, больше часа против 25, если ехать напрямую. Вдобавок, RER работает сама по себе, автобусы до замка Во-ле-Виконт с ней не стыкуются. Так что лучше всё-таки использовать прямую электричку, оно проще будет. Ну а если что-то не срослось, тогда можно скоротать время, гуляя по окрестностям – это только на первый взгляд городок кажется непритязательным, я досконально выяснил, что можно посмотреть в Мелене, и получил массу удовольствия от прогулки.

Итак, сойдя с поезда, гости из Парижа должны сразу при выходе из вокзала пройти наискось через прилегающую площадь влево, чтобы оказаться на Avenue Gallieni, откуда отправляются автобусы до Во-ле-Виконт. Проезд стоит 8 евро за вояж в оба конца, билеты можно купить у водителя. Дорога занимает примерно три четверти часа, маршрут проложен через город, попутно можно оценить достопримечательности Мелена, а на обратном пути имеет смысл сойти в центре и, полюбовавшись пейзажами, дотопать до вокзала своим ходом, благо там идти минут 15-20.

Так вот, добраться до Во-ле-Виконт самостоятельно реально, но только по выходным, в будние дни автобусы из Мелена в замок не ходят. Да и в субботу-воскресенье туристы вынуждены действовать по жёсткой, привязанной к определённому расписанию схеме: надо ехать из Парижа с утра пораньше, ибо последний рейс от дворца Фуке к станции по выходным уходит в 16:44, дальше что хочешь, то и делай. Летом проще, в период с мая по сентябрь назначаются дополнительные автобусы из Во-Ле-Виконта, поскольку там в субботу и воскресенье проводятся экскурсии по дворцу при свечах. Можно, конечно, и пешком дойти до замка от Мелена, восемь километров не такая уж большая дистанция, но это для любителей прогулок, хотя узнав, сколько стоит такси от вокзала до дворца Во-ле-Виконт, можно и в пешеходы заделаться – тариф минимум 20 евро в одну сторону, и, скорее всего, с туриста, не владеющего французским, постараются содрать ещё больше.

Лично на мой взгляд, удобнее всего добраться до замка Во-ле-Виконт на машине. Качество дорог в окрестностях Парижа приличное, если переждать утренние пробки и выехать, как мы, после одиннадцати, времени на дорогу уйдёт минимум. Единственное, что может смутить автомобилистов, так это полное отсутствие указателей на главную достопримечательность округи. Если возникнут сложности с навигацией, чтобы доехать до Во-ле-Виконт, лучше ориентироваться на деревушке Rubelles и, проехав её со стороны Мелена, дальше миновать круговую развязку, чтобы почти сразу свернуть с трассы D636 на длинную аллею – она то и приведёт куда нужно. Парковка у дворца есть, она бесплатная, всё продумано…

Ну вот, теперь можно начинать осматривать Во-ле-Виконт, раз вопрос, как самостоятельно доехать, решён. На ансамбль надо отвести минимум 3 часа, лучше даже будет отдать ему даже часов пять-шесть, тогда удовольствия будет значительно больше.

История дворца Во-ле-Виконт начинается в 1641 году, когда молодой чиновник Николя Фуке купил небольшой замок в сорока километрах от Парижа. Тогда никто и помыслить не мог, что случится дальше. А случилось вот что: продвинувшись по карьерной лестнице до поста министра финансов, Фуке получил возможность распоряжаться огромными суммами и, по мнению недоброжелателей, изрядную часть казны потратил на обустройство своего имения. Кое-кто из специалистов полагает, что министр на самом деле не был таким уж отъявленным казнокрадом, и его ловко оклеветали политические противники, не желавших, чтобы Фуке сменил у кормила власти кардинала Мазарини. Но так как Александр Дюма изложил версию с растратами в своей бессмертной трилогии про мушкетёров, все знают, на какие деньги был выстроен дворец Во-ле-Виконт.

Деньги на его обустройство пошли действительно немалые, и результат превзошёл все ожидания. Когда в 1661 году король Людовик XIV вместе с придворными явился отмечать новоселье по приглашению любезного хозяина, удивлению гостей не было предела. Ещё бы, над оформлением ансамбля работала та же троица мастеров, которая потом создала Версаль – архитектор Луи Лево, художник-декоратор Шарль Ле Брюн и специалист по паркам Андре Ленотр действовали в связке и составили себе репутацию как раз на данном проекте. Ошарашенный монарх, прикинул, что к чему, и через три недели Фуке оказался в тюрьме, а его имение конфисковали. Когда к западу от Парижа началось строительство Версальского дворца, туда перебрались не только Лево, Ленотр и Ле Брюн, но и масса мебели, скульптур, гобеленов и другого добра. Когда бывший министр сгнил в тюрьме, отбывая пожизненный срок, его владения пошли по рукам, и конец XIX века Во-ле-Виконт встретил в полном запустении. Крутой поворот в судьбе ансамбля случился после того, как его выкупила состоятельная семья Семье. Вложив в реставрацию огромные суммы, семейство сумело привести дворец в надлежащий вид и в 1968 году достопримечательность открыла ворота для всех желающих. Так что готовьте денежки, зрелище будет ещё то. Лучше всего на данный случай иметь на руках «Paris Museum Pass », тогда можно посетить дворец Во-ле-Виконт бесплатно, иначе придётся выложить 16 с половиной евро. И не стоит обманываться другими цифрами на табло у кассы: тот билет, который стоит 10 евро, позволяет только посещение парка, главное здание по нему не доступно. А там есть на что взглянуть, так что экономить не резон…

Замечу, что у посетителя может появиться ещё одна статья дополнительных расходов, и это не сувениры, которые продаются в помещении кассы: за 3 евро можно взять аудиогид по дворцу Во-ле-Виконт, плюс для собственного удобства имеет смысл арендовать электромобиль, чтобы осмотреть парк как можно более полно – 45 минут поездки обойдутся в 15 евро, и так как в машину помещаются 4 человека, на компанию получается не так уж дорого. Площадь комплекса достигает 100 гектаров, там не находишься…

Рассказывать о том, как выглядит парк и дворец Во-ле-Виконт, бессмысленно, эту красоту надо видеть. Не зря же, в конце концов, над оформлением территории несколько лет трудились тысячи людей. Тогда, с техникой XVII века, был полностью преобразован рельеф, вырублены тысячи деревьев, превратилась в аккуратный канал протекавшая мимо река. Даже меня, человека, который видел множество красивых уголков по всему миру, впечатлили виды ансамбля Во-ле-Виконт. И, что немаловажно, «Версаль в миниатюре» почти полностью лишён туристических толп, которые заполняют его именитого потомка под завязку. Тут всё камерно, по свойски, и если за день явится несколько туристических групп, они не помешают размеренной прогулке самостоятельного путешественника…

Я уже сказал выше, сколько времени нужно на посещение дворца Во-ле-Виконт, и по-хорошему нужно выделить для поездки за город целый день. А когда каналы, боскеты, цветники, фонтаны переполнят впечатлениями, можно дополнить сложившуюся мозаику новыми элементами: достопримечательности Мелена вполне заслуживают внимания. Заодно там и с обедом вопрос решится, Во-ле-Виконт по этой части совсем плох.

Прежде чем рассказывать о том, что можно посмотреть в Мелене, освещу вопрос с парковками, раз уж мне пришлось его решать. Центр города превращён в пешеходную зону, там вообще ловить нечего, лучше вообще в пределы исторического ядра не соваться. На карте обозначены несколько паркингов, почти все они платные, за право оставить машину на улице тоже придётся заплатить. Я нашёл только два места, где можно бесплатно припарковаться в Мелене рядом с центром. Одно находится на островке, аккурат под виадуком трассы E606, ориентиром станет Ботанический сад. Вторая парковка устроена на другом берегу Сены, рядом с тем же виадуком, там, где Rue de la Montagne du Mee втыкается в набережную. Здесь и мест для машин побольше, и оттуда удобнее идти до центра.

Первым долгом я бы рекомендовал прошвырнуться по округе, а достопримечательности Мелена оставить на потом: городок очень неплох, окунаясь в его неторопливую жизнь поневоле расслабляешься и перестраиваешься на новый, размеренный ритм. Заодно по время прогулки можно будет наведаться в местный турофис и разжиться полезной информацией. Контора расположена на углу Rue Paul Doumer и Rue du Ge ne ral de Gaulle, в самом сердце старых кварталов. Там посетителю как минимум достанется карта города с указанием всех мест, что можно посмотреть в Мелене, пригодится и брошюра про достопримечательности; стоит также прихватить буклеты, рекламирующие гостиницы и рестораны.

Главные достопримечательности Мелена сконцентрированы в двух районах – тот, где находится турофис, это Saint-Aspais , а островок посреди Сены обозначен как Saint-Et ienne. Пейзажи речной набережной чертовски живописны, но сперва нужно посвятить время старому городу. Над ним возвышается церковь Сен-Аспе, заметнее этой достопримечательности Мелена ничего нет. Это единственный на всю Францию храм в честь данного святого. Конструкция возведённого в XVI века здания претерпела с течением лет существенные изменения, сейчас постройка привлекает внимание необычностью формы. Колокольня так и вообще выглядит так, словно сторонится здания – складывается впечатление, будто строители хотели подпереть левую стену цепочной аркбутанов, как и правую, но потом с похватились, что забыли про башню, вот она и появилась. Подивившись на то, как незаурядно выглядит церковь Сан-Аспе, попробуйте попасть внутрь неё, чтобы оценить виражи, стилизованные под старину.

Интерес также представляет мэрия, оформленная так, как принято во французских городках. Её выстроили в середине XIX века, получилось весьма неплохо. Перед фасадом установлен памятник французскому писателю Жаку Амио, местному уроженцу, которым горожане очень гордятся.

От одной достопримечательности Мелена переходим по углу Rue Paul Doumer в другой: площадь Сен-Жан тоже смотрится неплохо. По её периметру расположилось несколько ресторанов, это неплохое место, где можно недорого поесть после визита в Во-ле-Виконт. На площади цепляет взгляд фонтан необычной формы, три его фигуры изображают крупнейшие реки региона. Попробуйте-ка ради интереса определить на досуге, кто из них Сена, а кто Марна…

Что ещё можно посмотреть в Мелене, так это кварталы района Сент-Этьен. Он целиком занимает остров посреди реки, и что с левого берега, что с правого выглядит привлекательно. Это его панораму я увидел, когда впервые проезжал через город, и как раз она надоумила меня не просто добраться до дворца Во-ле-Виконт из Парижа, но и выделить время на осмотр Мелена.

Значит, перебравшись через один из рукавов Сены, надо сразу выйти к церкви Богоматери. Местный Нотр-Дам, само собой, не чета парижскому, однако вид у него в высшей степени достойный. Самые старые части храма датируются первой половиной XI века, хотя окончательный вид здание приняло гораздо позже, после того как его отреставрировали уже в наши дни – больно уж серьёзные повреждения оно получило по ходу Второй Мировой войны. Интерьеры так и вообще закончили восстанавливать только несколько лет назад.

В паре кварталов от церкви находится музей Мелена. Те, кому история городка не кажется захватывающей, должны помнить, что музейные коллекции занимают дом, ранее принадлежавший Николя Фуке; министр квартировал в нём до тех пор, пока не была закончена его загородная резиденция. Словом, постройка заслуженная, аутентичная, характерный пример архитектуры XVI века. Кроме того, в её стенах периодически устраиваются художественные выставки, и это шанс увидеть творчество местных авторов. Вход в музей Мелена стоит 2 евро, доступ публики открыт с 14 до 18 часов со среды по воскресенье.

Пройдя ещё дальше к западной оконечности острова путешественник достигает университетского комплекса. Его корпуса не особенно интересны, а вот дальше лежит Ботанический сад, и это место из тех, что можно посмотреть в Мелене. Площадь сада относительно невелика, всего несколько тысяч квадратных метров, зато атмосфера приятная, глаз радуют сразу и пейзажи Сены, и красивые деревья. Тут вам и платаны, и буки, и кедры, и множество цветов. Я с большим удовольствием немного отдохнул на скамейке в окружении французской природы, прежде чем садиться за руль и выезжать на трассу.

Теперь настало время сдержать обещание и вернуться к теме питания. Вопрос, где можно поесть в Мелене всегда актуален, после осмотра дворца Во-ле-Виконт и прогулок по тамошнему парку на свежем воздухе аппетит прорезается зверский. Чтобы не терять времени попусту, рекомендую искать рестораны на улицах пешеходной зоны. Там не каждом шагу попадаются приятные заведения, у многих столики стоят на улице – дополнительный плюс в хорошую погоду. Всё хорошо, окромя цен: в большинстве случае обед обойдётся в 20-25 евро. Чтобы уменьшить расходы, надо искать спецпредложения; точно могу сказать, что они есть как минимум у пары ресторанов на Place Saint-Jean. Высматривать следует надписи типа «Formule du jour », это комплексные обеды из дежурных блюд. Посетителю предлагается ограниченное меню из трёх-четырёх наименований еды, зато цена фиксированная. Иными словами, сделав выбор, допустим, между салатом и супом, получаем на второй говядину, рыбу или курицу, заканчиваем трапезу мороженым либо кусочком торта, и выходит, например, 12.50 евро за всё про всё, без учёта воды или вина. По-моему, отличная возможность пообедать недорого, да вдобавок выяснить, какова на вкус французская кухня.

Это речь шла про рестораны, если же у путешественника нет предубеждения против закусочных, могу посоветовать наведаться в окрестности университета. Там столоваются студенты, а уж они лишнего на заплатят. Прогулявшись по кварталу Сент-Этьен, нетрудно найти кафешки, где можно недорого поесть в Мелене. Сэндвич будет стоить 3-4 евро, чашечку кофе подадут за 1.50-2 евро.

Шоппинг в Мелене так себе, магазины на центральных улицах имеются, но купить недорого сувениры там вряд ли удастся. А цены на одежду, обувь и аксессуары существенно выше, чем в Париже. Что касается продуктов, то в центре города ими торгуют только мелкие лавки, все супермаркеты Мелена вынесены за пределы исторического центра. Ближайшая точка, где можно купить продукты, «Carrefo ur», находится к востоку от площадки Сен-Жак, на Allte e du Marche . Там, кстати, теоретически можно припарковаться бесплатно в Мелене, но на деле фокус не удастся, свободных мест попросту не сыскать.

С завидной регулярностью в Сети поднимается вопрос, можно ли посетить Во-ле-Виконт и Фонтенбло за один день. В принципе, такой вояж возможен на машине, общественным транспортом его проделать удастся, но только бегом. На мой взгляд, хотя эти дворцы рядом с Парижем и «висят» на одной железнодорожной ветке, лучше отвести каждой достопримечательности по одному дню, иначе получится беготня исключительно «для галочки». Я вот, катаясь на арендованном автомобиле, и то с трудом успел в оба места, причём внутрь дворца Фонтенбло не этот раз не ходил – меня теперь больше интересовал парк, который я не успел как следует осмотреть в предыдущий визит. Ну и городок Фонтенбло тоже оказался на поверку симпатичным…

Дворцово-парковый ансамбль Во-ле-Виконт (1655-1661) расположен примерно в 50 км от Парижа, около Мелена. Во-ле-Виконт, во многом предвосхитивший ансамбль Версаля, был построен не для короля, а для генерального контролера финансов Н. Фуке, образованнейшего человека того времени. Его друзьями были, например, Мольер и Лафонтен, художники, зодчие, что, в принципе, и позволило ему создать Во-ле-Виконт. Фуке стал главным управителем финансами Франции после смерти кардинала Мазарини и надеялся стать премьер-министром. Его личные огромные средства позволили ему начать строительство в Во-ле-Виконт грандиозного замка и садов.

Создателями этого произведения зодчества были архитектор Луи Лево (1612-1670), мастер садово-паркового искусства Андре Ленотр (1613-1700) и живописец Шарль Лебрен (1619-1690), участвовавший в отделке интерьеров дворца и росписи плафонов.

Замок Во-ле-Виконт - одно из самых ярких произведений французской классической архитектуры XVII века. Дворец стоит на островке, окруженном наполненным водой рвом, и соединен с остальной частью сада подъемным мостом. В архитектуре дворца Во-ле-Виконт еще сохранены некоторые традиционные черты французского зодчества, но явно преобладают классицистические архитектурные принципы.

Замок имеет три этажа. По широким лестницам парадного двора можно попасть в торжественный входной зал, потом в Большой салон - высокий овальный зал. К Большому салону примыкает изысканно декорированная королевская спальня. В некоторых залах первого парадного этажа расположены восковые фигуры, изображающие Фуке, короля и придворных. На втором этаже жилые комнаты скромнее. На цокольном этаже располагались кухня, кладовые, винные погреба и прочие служебные помещения.

Дворец - главная составная часть ансамбля - вместе с парком представляют единое целое. Так, Большой овальной зал, выполненный в барочно-классицистическом духе, впервые стал центром композиции не только дворца, но и ансамбля в целом: он находится на пересечении основных планировочных осей ансамбля (главной парковой и поперечных аллей).

Парковый ансамбль Во-ле-Виконт - первый образец строго регулярного стиля. Итальянские парки традиционно устраивались на террасах с искусственными водоемами, каскадами и фонтанами. Французский сад симметричен относительно главной оси, ориентированной на дворец. Для него характерны строго геометрический план и изысканная скульптура. Английский сад - пейзажный, в своей композиции он как бы следует живой природе.

В Во-ле-Виконт зеленые насаждения идеально подстрижены. Территорию парка расчленяют аллеи, дорожки на четкие, геометрические объемы. Идеально держат форму цветники, расположенные с внешней стороны партеров (посадки в парке заключены в прямоугольные, квадратные и круглые формы).

Композиционно дворцово-парковый ансамбль можно разделить на три части: замок с парадным двором, сад с цветниками, беседками, фонтанами, лесопарк. Обширный партер длиной 1200 м расположен по обеим сторонам дворца до статуи Геркулеса. На заднем плане возвышаются гроты и скульптуры животных. Рядом с замком разбиты цветочные партеры сложного рисунка на фоне зелени большого партера. Здесь же можно видеть и партеры с арабесками - орнаментом из низкостриженого кустарника. Есть в Во-ле-Виконте партеры со скульптурой, фонтанами. А партер-газон визуально завершает композицию парка - он простирается перед скульптурой Геркулеса.

Боскеты и партеры образовали залы под открытым небом. Поперек главной оси сада проложен Большой канал, который нужно обходить вокруг или пересекать на лодочке. Другой канал окружает замок и выполняет чисто декоративную функцию. Замок окружает лесопарк с многочисленными уютными полянами. Лесопарковая зона незаметно сменяется лесами и полями охотничьих угодий.

Во дворце часто устраивались приемы. 17 августа 1661 года замок посетил король Людовик XIV. "Все чудеса исправленной рукой человека природы, все удовольствия и всю роскошь, сочетаемые с таким расчетом, чтобы воздействовали одновременно и на ум, и на чувства, - все это Фуке преподнес своему королю в этом волшебном приюте, равным которому не мог бы похвастаться ни один из тогдашних монархов Европы", - писал А. Дюма в книге "Десять лет спустя". Король был просто ошеломлен увиденным и испытал чувство унижения оттого, что сад его подданного превосходит своей красотой королевский. Он отказался принять приглашение Фуке провести ночь в специально приготовленных апартаментах и отправился назад в Фонтенбло, предпочтя провести ночь в экипаже.

Через три недели Фуке был обвинен в расхищении казны и арестован. Так бывший министр финансов вместо замка Во-ле-Виконт оказался в заточении в маленькой крепости Пиньероль, где и находился до конца своих дней. А министром финансов был назначен Жан Батист Кольбер. Все художники Во-ле-Виконта во главе с Лебреном были взяты на службу к королю.

То, что осуществил Фуке в Во-ле-Виконте, король захотел воспроизвести в большем масштабе в своей загородной резиденции - Версале. После Во-ле-Виконта он обнаружил, что Фонтенбло слишком старомодно, Париж король ненавидел, Тюильри и Сен-Жермен были для него слишком малы. В 1662 году Людовик XIV поручил Ленотру создать проект сада в Версале. Этот сад создавался поэтапно, в течение 50 лет. Но в основе Версаля все же лежали замок и сады Во-ле-Виконта.

Арестовав Фуке в 1661 году, король распорядился вывезти все лучшее, что было во дворце и парке (гобелены, мебель, посуду, скульптуру), в Лувр и Версаль. С тех пор замок и парк переходили от одного владельца к другому. В 1875 году владелец замка Шуазель Праслен решил сломать здание и продать участки под сады. Только по счастливой случайности об этом узнали знаток и любитель искусства богатейший сахарозаводчик Франции Альфред Сомье и его жена - дочь историка Проспера де Баранта. В 1875 году господин Сомье купил замок, пребывающий в плачевном состоянии. От его коллекций остались только два стола из мрамора и резного дерева, и то только потому, что никто не мог сдвинуть их с места из-за огромного веса. Знаменитые сады замка одичали.

Господин Сомье истратил большую часть своего состояния на реставрационные работы и покупку старинной мебели. Он долго отказывался проводить там даже электричество, опасаясь, что это новшество может привести к пожару. Лишь в 1900 году шефу жандармерии Мелуна удалось доказать, что лампы, имеющиеся в замке, более опасны для деревянной мебели и картин. Когда Альфред Сомье умер, реставрация дворцово-паркового ансамбля была почти завершена. В 1965 году Во-ле-Виконт вместе с лесопарком получил статус государственного заповедника.

Дата публикации: 23.05.10

Небольшое поместье Фуке приобрел в 1641 г. из-за его выгодного положения: оно находится в 55 км от Парижа на пути между двумя королевскими резиденциями - Венсеннским замком и Фонтенбло. Приобретение этих земель позволяло оставаться близко ко двору и оказывать услуги королю во время переезда из одной резиденции в другую. Тогда и зародилась у Фуке мечта: построить здесь замок красоты невиданной, чтобы принять в нем короля с истинно королевской роскошью так, чтобы запомнилось гостям на всю жизнь. Ему хотелось слить воедино природу, архитектуру и искусство и создать возле дворца парк с неожиданными перспективами, водными затеями и таинственными уголками.

Для этого нужно было радикально изменить ландшафт, снести 3 деревни и старый замок, разбить террасы на пересеченной местности, изменить русло реки и подвести воду к множеству искусственных водоемов и фонтанов. Работы по расчистке и осушению были начаты сразу после покупки земель в 1641 г. Над преобразованием ландшафта трудились 18 тысяч рабочих. Особенно интенсивно работы по созданию парка велись с 1656 по 1661 год.

Чтобы осуществить свою мечту, Фуке привлек к строительству самых талантливых и уже заслуживших признание современников: архитектора Луи Лево, художника-декоратора Лебрена и строителя парков Ленотра. Основная ответственность легла на плечи Ленотра, которому было поручено создание единого ансамбля, включающего все строения усадьбы. Фуке предоставил мастеру полную свободу и необъятную территорию, позволив ему проявить всю силу своего гения. Ленотр приступил к работам в Во в 1653 г., результатом стало рождение первого классического французского парка, в котором все спланировано и предусмотрено, от размеров каждого объекта до впечатления, которое он должен произвести. Природа здесь - лишь материал для фантазии художника.

Согласно плану, русло реки Анкей было повернуто на 45 градусов и убрано в трубы, вырыт канал и резервуар объемом свыше 2000 куб.м, дабы обеспечить водой все водоемы и фонтаны будущего парка.

Искусство Ленотра уникально: он вписывает архитектурные сооружения в план паркового ансамбля так филигранно, что невозможно уже изъять ни одной составляющей. Главная планировочная ось пронизывает всю территорию усадьбы, систематизируя ее пространство.Она проходит через центр парадного двора и Овальный зал дворца, продолжается центральной и Водной аллеей в парке и завершается сейчас у подножия статуи Геркулеса, которая замыкает перспективу. В более поздних работах Ленотр будет оставлять перспективу открытой, уходящей в бесконечность. По первоначальному плану главная ось начиналась и заканчивалась трехлучием дорог, расходящихся под углом 60 градусов в стороны соседних населенных пунктов. Этот элемент будет неоднократно повторен в дальнейшем, в частности в Версале , подчеркивая важность места, куда стекаются все дороги.

Главную ось пересекают 3 перпендикулярных ей оси, расчленяющих все пространство на 4 части. Первая поперечная ось проходит через анфилады парадных залов первого этажа дворца, отрезая северную часть с трехлучием подъездных дорог, парадным двором, дворцом и службами от парковой зоны. Вторая поперечная ось разграничивает первую и вторую террасу партера аллеей. Третья ось проходит по каналу и сама служит водным партером, отделяя вторую террасу от завершающего аккорда ансамбля - Грота Речных Богов и холма со статуей Геркулеса.

Небывалый размах строительства вызвал зависть и пересуды при дворе. Секретарь короля Кольбер исподволь внушал молодому Людовику XIV, что дворец строится на краденые казенные деньги. Расположение короля Фуке собирался вернуть, организовав для него праздник по случаю завершения строительства дворца. 17 августа 1661 г. министр пригласил Людовика XIV вместе со всем двором на праздник в свой новый сказочный замок, не имевший себе равных в то время. Фуке так хотелось сделать праздник незабываемым, волшебным, неповторимым. И на свою беду, ему это удалось. Тщеславие министра победило доводы рассудка и друзей, твердивших об осторожности.

Небывалая роскошь приема настолько возмутила Людовика XIV, что вскоре последовал приказ об аресте Фуке и возбуждение дела о казнокрадстве и измене. Арест и строго изолированное содержание задержанного были поручены лично д’Артаньяну, самому настоящему реальному графу Шарлю Ожье де Бац де Кастельмор д’Артаньян. Фуке был осужден на пожизненное заключение в одиночной камере в крепости Пиньероль. Все 3 года с момента ареста и до того, как за Фуке захлопнулась навсегда дверь камеры в Пиньероле, д’Артаньян был неразлучен с подсудимым. Предписанная строгая изоляция заключенного была настолько жесткой, что Фуке стал одним из кандидатов на роль загадочной личности в железной маске.

После ареста хозяина усадьба была реквизирована, все ценные вещи - гобелены, мебель, посуда, скульптура и все апельсиновые деревья - вывезены в Лувр, откуда позже переправлены в Версаль.

Судьба усадьбы после ареста хозяина складывается драматично: через 12 лет мадам Фуке получила опустевший дворец обратно. С 1705 по 1875 усадьба переходит из рук в руки, чудом уцелев во время Французской революции 1789 г. и приходя понемногу в запустение. В 1875 г. крупный промышленник-сахарозаводчик и меценат Альфред Сомье выкупает имение и посвящает всю свою дальнейшую жизнь и средства его восстановлению. Руководит работами архитектор Габриэль Десталье. В процессе восстановления усадьбы рисунки Израэля Сильвестра, сделанные в 1660 г., служат ему первичным источником о садах Во.

Собирая антикварную мебель, воссоздавая интерьеры дворца и регулярный парк, Сомье хотел вернуть усадьбе блеск XVII века, свято веря, что современные достижения лишь испортят ее. Он так боялся пожара, что до 1900 г. использовал лишь свечное освещение, как в старину. Друзья с трудом убедили хозяина в безопасности электричества. Может быть, с тех пор и повелось проводить с мая по октябрь по субботам «Вечер при свечах», когда дворец и парк освещаются 2000 свечей и плошками с маслом, воссоздавая атмосферу XVII века. Зрелище восхитительное, жаль только, что при таком освещении невозможно разглядеть и сфотографировать все прелести интерьера и парка. Вечер при свечах заканчивается фейерверком из золотых и серебряных огней на фоне ночного неба.

С 1965 г. Во-ле-Виконт получил статус государственного исторического заповедника, хотя он и сейчас является частной собственностью наследника Сомье - графа Патрика де Вогюэ.

Пора и нам поближе посмотреть на чудо XVII века - первый классический французский парк.

Дорога, ведущая к воротам дворца, выглядит очень романтично: это довольно узкая для двустороннего движения машин аллея из могучих платанов, по которой, как кажется, должны двигаться лишь кареты и кавалькады всадников. Раньше к воротам усадьбы сходились 3 одинаковые дороги, образуя радиальное трехлучие. Наконец перед нами ограда Во-ле-Виконта, за которой виден дворец. Решетка, оставляющая открытым вид на дворец, была новшеством в XVII веке по сравнению с глухими воротами и высокими каменными оградами феодальных замков.

Прямо за воротами нас ждет огромный двор, разделенный дорожками на 4 зеленых квадрата газонов. С двух сторон двор ограничен кирпичными стенами хозяйственных служб. Справа от нас - конюшни, здесь и сейчас размещается музей исторических экипажей, слева среди прочих строений - оранжереи и церковь.

Здания служб построены из красного кирпича, с отделкой из белого камня в традиционном для Франции стиле, на их фоне дворец из белого камня празднично выделяется на фоне земли и неба.

Он возвышается на искусственном насыпном островке, окруженном широким рвом с водой, через который перекинут мостик. Ров выполняет чисто декоративную функцию, переходим его по каменному мосту, пересекаем парадный двор, поднимаемся по лестнице к дверям и с удивлением видим, что дворец просматривается насквозь: через окна нижнего этажа виден парк, раскинувшийся за залами дворца.

Во-ле-Виконт удивляет посетителей и сейчас, каково же было изумление гостей Фуке в XVII веке?! Для придворных здесь все было необычно и ново: белокаменные стены дворца, отсутствие глухой ограды вокруг него, отсутствие парадной лестницы, занимающей весь вестибюль, огромный овальный зал, откуда виден весь партер, использование зеркал для имитации оконных проемов и полный неожиданных впечатлений парк. Исчезла замкнутость пространства, характерная для феодальных замков, где все было направлено на оборону и неприступность, в Во царит миролюбие, радость жизни и открытость.

К XX веку площадь усадьбы существенно сократилась. За пределами заповедника оказались радиальные трехлучия дорог и леса, примыкавшие к боскетам. Ленотр блестяще справился с рельефными изменениями на огромном пространстве, проложив главную планировочную ось с севера на юг, собирающую воедино все части парка при прохождении через всю усадьбу. В вестибюле дворца вам предложат купить билет на балкон, находящийся на крыше. Отсюда открывается волшебный вид на весь партер, длина которого от дворца до статуи Геракла составляет 1200 м.

С высоты план оживет и предстанет во всей красе. Выйдя из дворца на первую, самую высокую парковую террасу, мы видим у подножия лестницы два симметричных партера-бродери (фр. broderie - вышивка, узор, шитье). Затейливые живые арабески из зеленых кустиков аккуратно подстриженного самшита ярко выделяются на фоне крошки красного кирпича и черного антрацита, которыми засыпана площадь партера между посадками. Бродери были полностью утрачены и воссозданы по гравюрам Сильвестра и рисункам Ленотра в 1923 г. А. Дюшеном.

В левом углу террасы находится боскет «Корона». Существовавшая здесь низина была преобразована Ленотром в боскет. Это один из характерных для работ мастера боулингрин - заниженный участок партера, состоящий исключительно из зеленых стен кустарника и газона. На фоне зелени контрастно выделяется фонтан с позолоченной короной. Работающими фонтаны и каскады можно увидеть во вторую и последнюю субботу каждого месяца с марта по октябрь с 15.00 до 18.00.

Правый угол террасы занимает цветочный партер. Место фонтанов здесь пока указывают вазы с цветами.Такие партеры - вершина мастерства ландшафтного дизайна, ведь они должны сохранять свой праздничный цветущий вид постоянно. Это требует продуманной программы высадки последовательно зацветающих и сочетающихся по высоте и цвету растений, а также постоянного тщательного ухода.

Боскеты, окантованные зелеными стенами из гладко стриженых деревьев и кустарников, образуют ряд залов под открытым небом. Они служат стенами и фоном фрагментам партера. Как мебель расставляют в залах и комнатах, так во французском регулярном парке расставляют скульптуру и высаживают декоративно подстриженные кусты и деревья - топиари. Они обозначают вход в боскеты, отделяя их один от другого, или зонируют пространство партера. Их положение и форма хорошо продуманы и не случайны.

Правее цветочного партера в боскете за легкой кованой решеткой ворот находится огород. Хозяину было, чем тут похвастать перед вездесущими гостями. Блестящий садовник Лакентини впервые использовал здесь теплицы для раннего выращивания фруктов и овощей к праздничному столу. Позже вместе с талантливыми создателями дворцово-паркового ансамбля Лакентини будет приглашен королем в Версаль, где он создаст уникальный Королевский огород.

Вторая парковая терраса находится на несколько ступеней ниже первой и имеет небольшой наклон. Секрет гармонии общего вида партеров кроется в укрупнении деталей и увеличении площадей по мере удаления объектов от дворца.

Границу террас сейчас охраняют львы и тигры работы скульптора Ж. Гарде (1863-1939).Поперечная аллея у ног этих величественных хищников и является второй поперечной планировочной осью. Она проходит через Круглый пруд и упирается в Водяную решетку, которую уравновешивает решетка ворот огорода на другом конце оси. Водяная решетка представляет собой фонтан из ряда одинаковых вертикальных струй между двумя термами, украшенными лицами, олицетворяющими четыре времени жизни человека. В XVII веке по бокам терм стояли две человеческие фигуры, а не скульптуры собак, как сейчас. Водяная решетка приподнята над уровнем террасы и очень напоминает театральную сцену с кулисами. Роль кулис выполняют ступени с аналогичными фонтанами из небольших струй. Именно эта площадка послужила сценой Мольеру для спектакля «Докучные», сыгранного 17 августа 1661 г.

В день праздника придворные были потрясены сплошной блистающей завесой из струй фонтанов в Водяной Решетке. Сейчас на «мольеровской сцене» находится кафе «Сон Во», одноименное с названием стихотворения Лафонтена. Шезлонги, классическая музыка и шампанское позволят вам расслабиться и помечтать. Оно открыто во время проведения вечеров при свечах с 17.00 до 23.00. В остальное время оно обнаруживает себя лишь рядом закрытых зонтиков между двумя линиями фонтанов.

Главная ось на второй террасе прочерчена Водной аллеей, начинающейся сразу за Круглым прудом, окруженным итальянской скульптурой XVII века. Пруд является точкой пересечения планировочных осей.

При работе фонтанов над Водной аллеей висела взвесь брызг, их радужный ореол подчеркивал направление оси. Нам не удастся полюбоваться таким эффектным зрелищем, Водная аллея еще не восстановлена. По сторонам от этой аллеи находятся симметричные Бассейны Тритонов, украшенные скульптурами трубящих в раковины Тритонов в окружении шаловливых малышей-путти и наяд.

Парк спроектирован Ленотром так, что из любой точки партера мы видим дворец как центр композиции. /2 фото/ Кроме того, каждый уголок мог служить декорацией для любого шоу. Эту особенность охотно используют современные кинорежиссеры, снимая исторические фильмы в Во. Здесь были сняты «Лунный странник» 1979г, «Человек в железной маске» 1989 г., «Дочь д’Артаньяна» 1994г., «Ватель» 2000г.

Воде Ленотр уделял огромное внимание. В его парках вода всегда присутствует во всем своем разнообразии. Она то рвется в небо из фонтана, переливаясь всеми гранями бриллиантовых струй, то шумит мощным водопадом, то лежит безмолвным зеркалом, то журчит ласковым ручейком.

Он мастерски сочетает различные элементы ландшафта, даря зрителям быструю смену впечатлений. В конце Водной аллеи Ленотр приготовил очередной сюрприз для зрителей: зеркало в виде огромного прямоугольного бассейна площадью 4000 кв. м. В безветренную погоду в нем видно полное отражение дворца.

Справа от бассейна Зеркало расположен грот Исповедальня. Его внутреннее пространство разбито арками на небольшие ниши, похожие на церковные исповедальни. Со смотровой площадки над гротом открывается великолепная панорама парка.

От самого дворца мы заметили, что главная ось упирается в массивный Грот Речных Богов. Строение Грота окантовано с обеих сторон лестницей, восходящей на зеленый холм. Подойдя вплотную к краю террасы, мы обнаруживаем, что дорога вдруг обрывается, земля уходит из-под ног, и мы стоим на высокой подпорной стене, украшенной Каскадом и скульптурными группами детей с гиппокампами. Неожиданность эффекта обеспечивает большой перепад высот. Со стены Каскада открывается прекрасный вид на холм с Геркулесом и пройденный нами партер, а внизу у наших ног лежит еще один, на этот раз водный партер, находящийся примерно на 4 м ниже второй террасы. Его главными элементами являются вода и скульптура.

Согласно плану Ленотра, в глубокой лощине, по дну которой струилась речка Анкей, разместился водный партер. Русло было развернуто и преобразовано в Канал длиной 1000 м и шириной 40 м, который и стал третьей поперечной осью в его плане. Спускаемся по крутой лестнице в Водный партер, оставляя наверху всю суету и шум многолюдного праздника, здесь нас обступает тишина, покой и умиротворяющий плеск струй. У подножия Каскада лежит обширная площадка, засыпанная белой крошкой известняка.

Вода отрезает дальнейший путь по центральной оси парка и, чтобы дойти до подножия статуи Геркулеса, нужно обогнуть канал, завершающийся на востоке огромной круглой чашей, которую окрестили Сковородой за ее форму, или переплыть канал на лодке. На старинных гравюрах видны плавающие по каналу лодки, которые разворачивались в этом пруду. Во время королевского приема лодки для катания гостей были оформлены в виде огромных лебедей.

Противоположный берег Канала украшен Гротом Речных Богов, напротив которого Канал расширяется, словно желая ласково лечь у ног своих повелителей. Речные боги, высеченные по рисункам Н. Пуссена в XVII веке, задумчиво смотрят на свое отражение. Скульптура Тибра находится в левой нише Грота, а Анкея - в правой. Удивительное, настраивающее на философский лад зрелище представляют собой два Анкея: скульптурное олицетворение реки грустно смотрит на собственное отражение и, наверное, вспоминает праздник Фуке.Между нишами Грота находятся семь сводов с углублениями в рустованной стене и барельефами атлантов.

У подножия Грота Речных Богов в расширении канала раньше размещалась скульптурная группа со статуей Нептуна. Сейчас это место пустует.

За Гротом Речных Богов на последней террасе парка, полого спускающейся к каналу, таился последний сюрприз Ленотра - бассейн Сноп. Это был апофеоз композиции: он находится выше Грота Речных Богов и доминировал над всем парком. Его название произошло от мощных струй фонтана высотой 3 м, вздымающихся вверх в виде снопа. На картине «Визит Марии Лещинской в Во в 1727 г.» мы видим имение во время правления Людовика XV. Здесь показаны все фонтаны в действии, на первом плане - фонтан Сноп и водопады Каскада.

Вот мы и добрались до могучей фигуры Геркулеса, в которую упирается главная планировочная ось усадьбы. Не будь скульптура столь атлетической, она, может быть, и не сдержала бы всей мощи центральной оси, упирающейся в грудь Геркулеса. До XIX в. перспектива главной оси оставалась открытой, как в последующих работах Ленотра, пока копия статуи Геркулеса работы Фарнезе не была возвращена на свое место.

Праздник в Во-ле-Виконте завершился фейерверком в иллюминированном парке, поставив завершающий восклицательный знак в конце этого незабываемого дня. Теперь мы видим, что у знаменитого версальского парка и проводимых там праздников Людовика XIV был достойный предшественник.

Впечатления от посещения Во не прошли даром для Людовика XIV: он заразился одной из самых разорительных болезней - манией строительства. Все создатели дворцово-паркового ансамбля в Во-ле-Виконте были приглашены королем для строительства королевской резиденции в Версале . Об отказе королю и подумать было невозможно, и уже спаянный коллектив мастеров, включавший Ленотра, Лебрена, Лево и Лакентини, приступил к работе над новым объектом, прославившим их имена на века.

Литература:

1. Абеляшева Г.В. «Фонтенбло, Во-ле-Виконт. Версаль» 1995, М., «Искусство», 256 с.

2. Sefrioui Anne «Vaux le Vicomte», Paris, «Editions Scala», 64 р.

3. Птифис Ж.-К. «Истинный д’Артаньян» 2004, М., «Молодая гвардия», 207с.

Похожие статьи