Древние архитектурные сооружения в крыму. Архитектурные, исторические, природные памятники крымского полуострова

05.05.2024

Достопримечательности

10051

Множество культур оставили свой след в истории и архитектуре Крыма, в том числе и религиозных памятников. От места крещения Руси до малого Иерусалима Евпатории сохранились уникальные работы зодчих и архитекторов разных вероисповеданий.


Центральная мечеть Евпатории расположена недалеко от парка имени Караева. Это здание имеет большую культурную и историческую ценность - заложена была еще в 1552 году. Естественно, с тех пор она пережила множество реконструкций и трагических событий, но с 1990 года опять стала главной мечетью города. Архитектор - известный турецкий зодчий Ходжа Синан, плоды его труда остались и в Стамбуле - там более 300 зданий было построено по его проектам. Мечеть также называют Хан-Джами за ее важную роль в политике во время Крымского Ханства. Сейчас в этой, пожалуй, самой красивой в Крыму мечети, проводят экскурсии по выходным за небольшое пожертвование.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Центр религиозной жизни всех караимов Крыма, караимские кенаcсы находятся в начале улицы Караимской в старом городе. Этот комплекс включает в себя две кенасcы, религиозную школу, внутренние дворики, музей культуры караимов и библиотеки. К наследию древнего народа сейчас может прикоснуться каждый, приняв участие в экскурсии по этим удивительным строениям XVIII века. В экспозиции музея имени С.И. Кушуль можно познакомиться с предметами караимского национального быта. В интерьере представлена мебель из домов зажиточных караимов, фотографии известных караимских деятелей, национальные костюмы.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот храм находится в начале Набережной Евпатории и входит в число главных архитектурных доминант города, определяя узнаваемый силуэт Евпатории с моря. Храм был построен в 1911–1918 годах городским архитектором А.Л. Генрихом. Здание храма отделано красивым ракушняком песочного цвета, сама церковь построена в греко-византийском стиле, поэтому традиционно план здания имеет вид креста. Особую привлекательность строению придают три витражных арочных окна, отражающие вечером свет изнутри храма и трёхъярусная колокольня, которая значительно выше купола храма.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Этот белоснежный собор c голубыми куполами является вторым по масштабности в Крыму, он был заложен во имя событий Крымской войны в 1893 году. Внутри здания могут одновременно находиться до 2000 прихожан. Архитектурно этот собор создавался по подобию Святой Софии в Стамбуле, главные его изюминки - огромный 18-метровый купол и квадратная колокольня с 14 колоколами, а также план здания в форме восьмиугольника. К сожалению, первоначальные украшения не сохранились. Однако храму повезло в другом - его не взорвали во время Великой Отечественной войны, только окна были выбиты. Собор находится рядом с мечетью и, выбрав удачный ракурс, можно сделать фото двух памятников разных религий одновременно.

Читать полностью Свернуть

Музей, Достопримечательность, Религия, Исторический памятник

Еврейский молельный дом был заложен в 1911 году на пожертвования ремесленников, поэтому его и называют иногда «ремесленный». Первые служения здесь провели уже через год, однако работала синагога недолго, в 1930 году ее уже закрыли. Это единственная культовая иудейская постройка в Евпатории, сохранившаяся до наших дней. Здание прямоугольной формы расположено таким образом, что алтарь ориентирован на Иерусалим. Центральный вход под витражом в форме шестиконечной звезды предназначен для мужчин, а боковые входы - для женщин. В синагоге проводят экскурсии, перед входом внутрь обязательно надо надеть особый головной убор. Благодаря тесному соседству сооружений различных религий: синагоги, караимских кенасс, мусульманского монастыря Текие Дервишей и мечети Джума Джами, Евпатория получила название «Малый Иерусалим».

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Главный храм Севастополя стоит прямо в центре города на улице Большая Морская. Здание собора возводили 13 лет из местного инкерманского камня. Во время Великой Отечественной войны храм был сильно поврежден бомбежками, был утрачен целый придел, погибло много людей, так как там был организован госпиталь. Эта необычная церковь украшена пятью куполами, которые были позолочены только в 1992 году. Центральный купол окружен четырьмя двенадцатигранными башенками, которые увенчаны маленькими луковками.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Считается, что Киевскую Русь крестили именно в Херсонесе, во время правления Владимира Красно Солнышко называвшемся Корсунью. В летописи упоминался даже храм, в котором это произошло. Когда археологи нашли его фундамент, было решено воздвигнуть здесь новую церковь, которой было суждено стать самым крупным храмом Крыма. Строительство завершили в 1891 году, а первый камень будущего храма заложил император Александр II за три десятилетия до этого. Этот храм теперь является главным символом крещения Руси, несмотря на то, что большую часть времени он простоял в развалинах и был восстановлен только в 90-е годы прошлого века.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

На Центральном городском холме находится еще один собор в византийском стиле, названный в честь князя Владимира. Этот храм объединен с важным памятником истории города - усыпальницей адмиралов, отдающим должное героям севастопольской обороны 1854–1855 годов. Могилы четырех адмиралов, отцов города, не оставивших Севастополь во время осады, были соединены общей гробницей. Сверху на ней установлен плоский черный мраморный крест на четырех сторонах которого бронзой выгравированы имена и даты смерти адмиралов. Позднее у храма захоронили еще командующих флотом и участников первой обороны города.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры, Исторический памятник

Эта церковь давно является одним из узнаваемых символов Крыма. Строительством церкви с необычными черными куполами было отмечено чудесное спасение царской семьи во время крушения поезда в 1888 году. Место выбрано действительно уникальное - скалистый утес, нависающий над южнобережьем. Церковь построена на высоте 412 метров над уровнем моря и привлекает огромное количество свадебных церемоний своим живописным расположением. Вокруг церкви просторная смотровая площадка, кафе и сувенирные ларьки.

Читать полностью Свернуть


Церковь в византийско-грузинском стиле выполнена по заказу великого князя Константина Николаевича Романова в 1885 году. У церкви есть особенность - попарно параллельно расположенные арочные двери, которые придают ей особую легкость и влияют на акустику. Мозаики в церкви были созданы с привлечением итальянского мастера, одна из них изображает такую редкую тему, как Иисуса в отрочестве. Начиная с Александра III, сюда приходила молиться царская семья, все Великие князья и княгини, отдыхавшие на Южнобережье. Здесь используют особый вид византийского пения, который невозможно услышать более нигде на полуострове.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Этот новый храм построен на живописной территории у подножия скалы Ай-Никола в месте, где найдены археологические останки древнего монастыря. Скалы вокруг создают прекрасную акустику, что используется мужским хором во время службы. Храм был построен в рекордные сроки благодаря местному меценату и сейчас привлекает множество посетителей. Здесь совершаются регулярные богослужения, есть крестильня.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия

Часовня этого храма в старом центре города лучше всего видна с моря, и ее можно лицезреть на всех открытках и картинах XIX века. Первый православный храм был построен на Поликуровском холме, когда Ялта была еще буквально рыбацкой деревней. Изначально он был возведен по чертежам итальянского архитектора. Но позже знаменитый городской архитектор Николай Краснов расширил храм. Однако в советский период храм был утерян, осталась только колокольня, и то лишь благодаря своему международному значению - она внесена во все международные лоции по Черному Морю. И только к 1998 году храм был заново отстроен согласно найденным в Воронцовском дворце чертежам Торичелли.

Читать полностью Свернуть

Достопримечательность, Религия, Памятник архитектуры

Пестрый национальный состав Крыма и его бурная история определили и эклектичность его архитектуры.
Дворцы, виллы и храмы строились по канонам и в подражание Древней Греции и Римской империи, Византии и Турции, странам Леванта и Магриба. Невероятного смешения стилей требовали от архитекторов русские аристократы, а затем и просто состоятельные люди Российской империи.
Преклонение перед всем иностранным, столь типичное для русских, на крымском перекрестке цивилизаций породило настоящее буйство в смешении готики, классики, мавританского стиля, ампира, модерна. Все это усложнялось и расцвечивалось приемами строительства и садоводства самых разных народов Азии и Европы.
Тем не менее, традиционные дома на Южном берегу Крыма и в горных долинах имеют много общего в своем устройстве и планировке. Плоские черепичные крыши, далеко выходящие от стен, деревянные балконы и галереи с резьбой, в которой угадываются решетчатые каркасы жилищ кочевников.

Это особая кладка из камней, только одна грань которых отесана. Высокие заборы из нетесанного камня и дворики, как неотъемлемое продолжение комнат и хозяйственных помещений. Все это, благодаря высоким тенистым деревьям, лианам и цветам превращает даже тесно сгрудившиеся на крутом склоне строения в уютные семейные гнезда. Они недоступны чужим глазам, но для друзей – богаты тем, что здесь каждая вещь и каждый зеленый росток, каждый камень и любое живое существо от сверчка до лошади образуют единый мир.
Особую роль в крымской жизни всегда играла вода. Конечно, и фонтаны или просто струящиеся через двор и сад ручейки – часть традиционного жилья. Фонтаны в деревнях были центрами общения, выбора женихов и невест. В богатых домах – местом для приема уважаемых гостей.
Наиболее полное воплощение крымские традиции архитектуры получили в перестройке Ханского дворца в Бахчисарае во времена хана Крым-гирея (Кырым-гирая). Крым-гирей избирался на два срока (напомним, что ханы избирались 4 главными аристократическими родами из династии Гиреев, как потомков Чингиз-хана). Он правил с 1758 по 1764 и с 1768 по 1769. Наиболее известен Фонтан Слез, сооруженный персидским мастером Омером по его указанию.
После того как русские войска под командованием Миниха и Ласси сожгли Ханский дворец в 1737 году он долго стоял в руинах. Это было не единственной неудачей нескольких предшественников Крым-гирея. К трону он прорвался силой и бунтом, ведь выбор крымской аристократии должен был утвердить султан Османской империи, а он не особенно хотел видеть на крымском престоле сильную личность.
Свою карьеру молодой принц начинал с управления провинции Буджак (сейчас эта часть Крымского ханства называется Приднестровье). Буджак и тогда отличался нестабильностью, но Крым-гирей заслужил поддержку и у местных ногайцев, и в столице Крыма. Будучи образованным человеком, он организовал геологическую разведку полезных ископаемых в горах Крыма, на Кубани и Северном Кавказе (Кубань и Кабарда также принадлежали в те времена Крымскому ханству).
Можно видеть, что армянское камнерезное искусство, русская резьба по дереву, легкие, но стойкие к оползням и землетрясениям деревянные каркасы как у кавказской сакли, украинские и молдавские мотивы в росписях – все это органично вошло в восстановление построек дворца и создание новых.
Но главным было то, что все сооружения дворца в оформлении получили единый стиль. Он получил название крымское рококо, поскольку хан Крым-гирей находился под большим культурным влиянием Франции. Рококо – раковинка, завитушка (по-французски) в Европе, конечно, выглядит совсем по-другому. Общим является лишь стремление украсить любую мелочь в архитектуре и интерьере.
В те времена Франция не оставляла надежды контролировать Крым если не напрямую, то косвенно. В Бахчисарае находилась миссия ордена иезуитов, которая собрала огромное число древних рукописей и записывала информацию о текущих делах. Миссия состояла, в основном, из французов. Есть свидетельства, что хан состоял в переписке с Мольером и имел при себе французскую театральную труппу. Так что новые пьесы в Бахчисарае шли сразу после Парижа.
Но вернемся к архитектуре дворца. Здания, как правило, двухэтажные. Первый этаж летом всегда был прохладен, а вторые этажи зимой заливались косыми лучами солнца и для их отопления достаточно было лишь бронзовых курительниц с древесным углем.
Деревянные решетки – мушараби украшали балконы гаремных зданий и домов богатых бахчисарайцев. Такие решетки, увитые цветами или виноградом создавали тень, закрывали женщин от взглядов с улицы, но позволяли им видеть все. В самом дворцовом гареме для того, чтобы удовлетворять любопытство любимых жен была построена Соколиная башня, окна которой на все стороны защищены мелкими деревянными решетками, словно тонированными стеклами – «я тебя вижу, а ты меня нет».
В конце 19 - начале 20 века несколько русских архитекторов (в том числе еврейского и немецкого происхождения) тщательно изучали постройки и архивы Ханского дворца, а также дома богатых крымских татар в Предгорье и на Южном берегу. Ими были построены десятки интереснейших дворцов, вилл, дач, пансионов, мечетей в Симферополе, Ялте, горных и южнобережных имениях русской аристократии и купечества.
Наиболее ярко, комплексно и масштабно это удалось русскому предпринимателю Петру Губонину в Гурзуфе. Сейчас большая часть его имения сохранилась – теперь это санаторий «Гурзуфский». Большевики разрушили только семейный склеп Губониных, их домовую церковь и большую мечеть, построенную на средства Губонина для мусульман Гурзуфа.
Из архитекторов, безусловно, надо выделить Николая Петровича Краснова. Охотничий замок князей Юсуповых в селе Коккоз (Соколиное) при некотором влиянии модерна идеально воплотил в себе черты стиля крымское рококо.
Известный знаток и пропагандист Крыма поэт Макс Волошин, на мой взгляд незаслуженно обвинял Краснова в том, что он застроил Крым «дворцами в стиле привокзальных буфетов». Сын бедной матери-одиночки из подмосковной деревни Николай Краснов никогда не спорил со своими сверхбогатыми и сверхзнатными заказчиками. Считается, что образование он получил на деньги или Губонина, или одного из братьев купцов Третьяковых. После окончания Московского высшего училища живописи, ваяния и зодчества он стал помощником архитектора Ялты , а вскоре и главным архитектором. Начинал с проектирования гимназий и других казенных зданий, а затем создал и католические костелы, и мечети, и гастрономы и множество вилл. Всегда при этом следуя капризам заказчиков или религиозным канонам. Но там, где он мог себе позволить применить свое понимание крымского стиля, он создал действительно гармоничное «вростание» зданий в природу и историю Крыма.
В настоящее время также на русские (московские) деньги построен большой ресторанный комплекс «Эски-Крым» у трассы Алушта – Ялта . Скромнее по размерам, но зато с большим числом изделий замечательных крымскотатарских ремесленников гурзуфский ресторан «Мераба».
Несколько новых зданий богатых домов, магазинов, пансионов и ресторанов в крымском стиле построено недавно в Бахчисарае.
Но пока среди современных богатых домов крымских татар, а также мечетей приходится наблюдать отсутствие традиций. Владельцы крымскотатарских кафе также не особо знают культуру своего народа, зачастую талантливые крымскотатарские резчики делают какие-то «избушки а ля рюс». Но чаще мы видим просто наскоро пришпиленную пластиковую вагонку, металочерепицу, размалеванных гномиков вперемешку с фараонами и прочую ерунду.
Ну что же, едут в Крым отдыхать и такие люди, вкусу которых это все соответствует. Пусть цветут все цветы…
Только не будем забывать, что есть у Крыма и свой стиль.

Как две тысячи лет назад строили дома черноморские греки

В этом году исполняется 40 лет археологическому заповеднику «Горгиппия», расположенному на набережной города-курорта Анапа.

Практически у самого моря на общей площади около 2 га оставили нетронутым участок раскопок древнего города. Видна часть крепостной стены, фундаменты и подвалы домов, улицы. Местные археологи рассказали о технологиях, которые использовались при строительстве в восточной части Боспорского царства около 2 тыс. лет назад.

В музее под открытым небом небольшой городской квартал: улицы Северная и Широкая — так их назвали археологи. Это окраинная часть поселения, где дома располагались у крепостной стены на выезде из города. Можно сказать, что здесь жил «средний класс»: судя по находкам — лавочники, ремесленники и др.

Дома объединялись в усадьбы, которыми могли владеть как родственники, так и разные семьи. Действовал имущественный ценз: у кого недвижимость, тот и имеет право управлять жизнью полиса, является гражданином. В книге Екатерины Алексеевой «Античный город Горгиппия», которую порекомендовали в музее, говорится, что величина участков или, как говорят сегодня, кадастровая карта, сохранялась неизменной веками.

Из того, что под рукой

Древних отличал рациональный подход. Дома возводили из того, чего было в избытке в данной конкретной местности: камня и глины. Скала — устойчивая платформа. Выкапывали котлован до твердого грунта, с опорой на скалу возводилась внутренняя стена подвала, она же фундамент. Таких зданий больше половины. Камень правили теслом и укладывали на глиняный раствор. Встречаются постройки, в которых использовали ленточный фундамент.

— Все по Витрувию, открываем и читаем, — говорит заведующий отделом археологии музея Виктор Бондаренко . Подразумевается известный трактат римского архитектора Марка Витрувия Поллиона (I век до н.э.) — единственная сохранившаяся сегодня античная работа по архитектуре. В СССР и России книга постоянно переиздавалась. Последний раз — в 2000-х годах.

Витрувий, который вдохновил Леонардо да Винчи изобразить знаменитого «Витрувианского человека», уделял большое внимание пропорциям и эргономике.

«Ступени на фасаде надо устанавливать так, чтобы число их всегда было нечетным; ибо раз на первую ступень всходят с правой ноги, то ею же надо ступать и на верхнюю ступень храма», — пишет он. Правило действительно не только для храмов и используется современными проектировщиками. В музее под открытым небом есть ступени, которые ведут в подвал. Их пять.

По кирпичику

На раскопках находили стандартные для того времени кирпичи. В частности, размером 12,5х24 см — почти как современный, но тоньше раза в три, чтобы легче было обжигать. Однако их производили немного: основным строительным материалом был саман из глины и соломы.

В книге Алексеевой сообщается о нескольких типовых размерах саманных кирпичей: 42х42х7 см, 34х25х12 см, 30х15х7 см и 17х7х4 см. Каменная кладка зданий фундамента под наружными стенами была шириной 0,8 м. На ней помещались два ряда крупных кирпичей. Толщина фундамента под внутренними стенами — 0,6 м.

Ученые предполагают, что строители комбинировали большие и малые блоки. Внутренние перегородки толщиной около 20 см устраивали, обмазывая глиной каркас из пучков камыша. Готовое здание тоже обмазывали глиной, чтобы защитить саман от дождей.

Высота потолков в таких домах могла достигать 2,5 м. В подвале, который чаще всего использовался как хозяйственное помещение, потолки были несколько меньше, но там также можно было комфортно стоять в полный рост.

Информации о внутренней отделке домов в Горгиппии не так много. В одном из жилых подвалов обнаружили следы штукатурки, выкрашенной в красный цвет. Изнутри стены обмазывали той же глиной, поскольку известь и гипс тогда были в дефиците.

На черноморском побережье нет вулканического пепла — важного компонента бетона того времени. В качестве альтернативы строители смешивали в определенных пропорциях песок с известью (ее нужно было сравнительно немного), добавляли тертый кирпич в качестве связующего вещества — получался цемяночный раствор.

Его основное преимущество в том, что в готовом виде материал не пропускал воду. Оштукатуренные такой смесью цистерны и другие поверхности можно увидеть в винодельне, обнаруженной археологами в одной из усадеб.

Дома покрывали керамической черепицей: при раскопках археологи находили ее в больших количествах. Изделия достаточно тяжелые. Кровлю опирали на одну из несущих стен, которая поднималась до уровня самой высокой точки, в конструкции многих фундаментов можно увидеть «пятистенок», когда дом разделен пополам несущей стеной, на которую опирается двухскатная крыша.

О том, насколько комфортно было жить таких домах, можно лишь догадываться. Все зависит в том числе и от климата. Например, средиземноморские греки считали, что в понтийских (то есть черноморских) колониях холодновато.

В Горгиппии периодически случались пожары и другие серьезные катастрофы, но город его несколько раз отстраивали заново вплоть до III века н. э.

Между тем некоторые технологии древнего строительства используются и сегодня практически без изменений.

Александр РЕБЕКО

В шестом веке до н. э. на Крымском полуострове было основано первое поселение древних греков, так было положено начало Великой греческой колонизации на Северном Причерноморье. Древних греков влекли сюда плодородные земли, благоприятные условия для скотоводства и торговли, их не пугали ни холодный климат, ни враждебность скифов и тавров, которые населяли в то время территорию Крыма. Сегодня на месте некоторых древнегреческих городов располагаются руины крепостных стен, остатки жилых и подсобных помещений, музеи с античными предметами, которые бережно хранятся и являются достопримечательностями Крымского полуострова.

Керкинитида – античность под куполом

Одним из первых древнегреческих городов, основанных на западном берегу Крымского полуострова, была . Основан город был на территории современной Евпатории на рубеже VI-V веков до нашей эры и вплоть до конца четвёртого столетия существовал как отдельное государство, которое активно вело торговлю, занималось земледелием, различными ремёслами и чеканило свои монеты. В период IV-II веков до н. э. Керкинитида входила в состав Херсонеса и занималась поставкой хлеба, после чего в результате греко-скифских войн Керкинитида была разрушена.

Остатки древнегреческой колонии хранятся под стеклянным куполом в Евпатории на улице Дувановской, на набережной Горького и в краеведческом музее города. Здесь туристы и жители Евпатории могут увидеть основания жилых построек Керкинитиды и предметы быта древних греков.

Калос Лимен – историческая достопримечательность п. Черноморское

В IV столетии до нашей эры на территории современного посёлка Черноморское был основан древнегреческий город . Жители города занимались земледелием, торговлей и ремёслами. Из-за благоприятного географического положения и удобной бухты Калос Лимен часто подвергался набегам более сильных соседей и к концу IV века стал частью Херсонеса. Во II веке до н. э полис находился под властью скифов, но спустя несколько десятилетий вновь стал греческим городом. В начале нашей эры Калос Лимен был окончательно разрушен.

Сегодня на месте античного города находится исторический памятник и «Калос Лимен», где можно увидеть руины древнегреческой крепости, жилых домов, остатки центральных ворот города и плиты главной улицы, на которой сохранились следы колесниц.

Калос Лимен

Херсонес Таврический – памятник мирового значения в Симферополе

В середине первого столетия до н. э. на юго-западном берегу Крымского полуострова был заложен . Около двух тысяч лет этот древнегреческий город являлся политическим и культурным центром близлежащих греческих колоний, он вошёл в историю Древней Греции, Римской Империи и Византии. Именно здесь Великий князь Владимир принял крещение, в честь этого события на бывшей площади Херсонеса был воздвигнут Владимирский собор.

На сегодняшний день руины этого античного города являются историческим памятником мирового значения и находятся под охраной ЮНЕСКО. «Херсонес Таврический» включается в себя несколько экспозиций и крупный научно-исследовательский центр.

Пантикапей – археологический музей в Керчи

В первой половине VI столетия до нашей эры в восточной части Крыма на территории города Керчь был основан древнегреческий полис . Город быстро развивался и уже в V веке стал столицей Боспорского государства, объединив ближайшие города. Пантикапей являлся ремесленным, торговым и культурным центром Боспора здесь чеканились золотые, серебренные и медные монеты, а общая площадь полиса составляла около 100 гектар.

Руины Пантикапея располагаются в центре Керчи на склонах и вершине горы Митридат, здесь же находится историко-археологический музей, экспонатами которого являются амфоры расписные керамические изделия, монеты, эпиграфические документы и другие археологические находки с раскопок Пантикапея.

Харакс – крепость и дворец в Гаспре

В I веке нашей эры после победы римской армии над тавро-скифским войском, которое держало в осаде Херсонес, римляне строят крепость-город на мысе Ай-Тодор. Крепость являлась не только пристанищем римского гарнизона, но и центром, где сходились основные морские и сухопутные пути. Сегодня от неё остались только руины из камня и кирпича и украшенный мозаикой водоём.

Остатки крепости Харакс располагаются на территории санатория Днепр, где также сохранился знаменитый дворец Харакс, построенный для Георгия Михайловича Романова в начале XX века. На территории санатория проводятся экскурсии, а во дворце находится главный корпус для проживания гостей.

Неаполь Скифский – археологический заповедник в Симферополе

В III веке до нашей эры на юго-восточном берегу Крымского полуострова был основан город Неаполь – столица Позднескифского государства. Основательные сооружения в греческом стиле, каменные жилые и подсобные помещения, ремесленные мастерские, зерновые ямы, найденные археологами, дают понять, что поздние скифы уже не являлись кочевым народом, а активно занимались земледелием скотоводством и ремёслами.

В археологическом заповеднике « » можно увидеть остатки крепостной стены города, посетить мавзолеи древнескифских царей и узнать про культуру и быт скифов.

Если Вы планируете путешествие в Крым, то обязательно включите в свой маршрут античные достопримечательности. Здесь Вы не только сможете прикоснуться к настоящей древности, но и послушать интересные рассказы экскурсоводов и расширить свой кругозор. Путешествуйте и познавайте!

Ливадийский дворцово-парковый комплекс

В 1834 г. территорию Ливадии (3 км к западу от Ялты) купил граф Потоцкий, для которого выстроили дом и разбили парк. В 1860 г. Ливадию приобрело удельное ведомство для царской семьи. К тому времени Романовы уже владели имением «Оренда» с дворцом и парком. Оба имения соединила Царская (Горизонтальная) тропа, продолжающаяся затем до Гаспры.

Большой Ливадийский дворец Белый дворец-бывшая летняя резиденция императора Николая II – возведен в 1910-11 гг. на месте разобранного старого дворца по проекту академика Н, П.Краснова (1865-1939) в стиле итальянского Возрождения. В дворцовый ансамбль входят также свитский корпус, дворец министра двора барона Фредерикс, дворцовая церковь во имя Воздвижения Честного Креста (построена в 1872 г.), и итальянский дворик.

Ливадийский парк сформировался на основе природного леса. Всего в парке сосредоточено более 180 видов форм деревьев, кустарников и лиан.

4-11 февраля 1945 г. в Большом (Белом) зале дворца проходила Крымская (ялтинская) конференция глав правительств СССР, США и Великобритании. Во время роботы конференции во дворце была резиденция президента Соединенных Штатов Америки Ф. Рузвельта.


Ласточкино Гнездо

Замок

На Аврориной скале мыса Ай-Тодор между Ливадией и Мисхором возвышается романтический замок «Ласточкино гнездо», ставший своего рода «визитной карточкой» Южного берега Крыма. Он был построен в 1912 г. по проекту архитектора А. В. Шервуда для борона В. Штейгеля, Бакинского нефтепромышленника. С началом первой мировой войны он уехал в Германию, а замок продал купцу Шелапутину, который устроил здесь ресторан. В 1927 г. во время землетрясения обрушилась часть сколы, а вот здание устояло, правда, долгие годы оно считалось аварийным и было закрытым. Восстановлено в 1971 году. Сейчас в нем работает дорогой ресторан «Верона». Вход на площадку замка платный. Попасть к нему можно рейсовыми теплоходами или на маршрутном такси из Ялты.

С мыса открывается великолепный вид на Ялтинский залив. Живописен скалистый островок Парус, выдвинутый в море, а над ним на скале установлена скульптура орла.

У подножия Ласточкиного гнезда найдены аквалангистами в затопленных пещерахследы пребывания людей каменного века.


Бахчисарайский Ханский дворец

Расположен в центре Старого города в долине речки Чурук-Су.

Основатель династии Хаджи Гирей (Герай) в середине 15 века перенёс столицу из города Крым (Старый Крым) в Кырк-Ер (Чуфут-Кале), добиваясь независимости от Золотой Орды. Начало строительству столицы положил его сын Менгли Гир-ей 1(1467-1515). Дворец он задумал как земное воплощение райских садов – отсюда лёгкость построек и их гармония с деревьями и цветами.

Хан Кырым Герай (1717-1769), поклонник и знаток всего французского, основал своеобразный стиль «крымское рококо». Изучив архитектуру дворца, русские архитекторы 19 и 20 вв. развили этот стиль и применяли при строительстве вилл и гостинец, а также мечетей и общественных зданий всего Крыма.

Но дворец и его «Фонтан Слёз» стали всемирно известны лишь благодаря А.Пушкину, побывавшему в Крыму в 1820 году. Легенды о фонтане легли в основу и стихов А.Мицкеви-ча и Леси Украинки.

Сейчас это Историко-архитектурный музей-заповедник. Археологическая экспозиция знакомит со свидетельствами жизни в древнейшие эпохи, со времён оледенения Европы. Этнографическая коллекция посвящена культуре, быту, ремеслам и народному творчеству крымских татар.


Судакская генуэзкая крепость

Это одна из наиболее сохранившихся средневековых крепостей на территории Украины, наглядно представляющая фортификационные и инженерные решения, а потому собирающая на свои фестивали исторического фехтования рекордное число участников – западно-европейских рыцарей и славянских витязей.

Город и порт Судак основан в 212 г. аланами. В XI в. становится главной гаванью половцев, владевших степями от Сибири до Венгрии. С XIII в. город на 150 лет становится центром венецианских владений, но рядом – в Феодосии быстро укрепляются генуэзци. В 1365 г. они добились от Золотой орды исключительных прав на все морское побережье Крыма, вскоре они захватывают Солдайю и перестраивают крепость (первые постройки которой сделаны еще везантийцами).

В 1475 г. крепость взял штурмом десант, высадившийся с турецкой эскадры. Пробоины от мощных пушек до сих пор зияют в стенах крепости.

В Консульском замке в верхней части крепости можно видеть небольшую экспозицию. На самом верху находится знаменитая Девичья башня, откуда некая принцесса бросилась пучину. Но возможно это название связано с более древним использованием этого места как жертвенника в честь богини тавров Девы.


Гезлев

комплекс средневековых памятников Евпатории

Историческими предшественниками Евпатории была древнегреческая колония Керкенитида и средневековый порт Гезлев, наибольший расцвет которого связан с владычеством на крымском побережье Османской Турции с 1475 по 1774год. Город становится крупным ремесленным и торговым центром, здесь располагается огромный невольничий рынок, а также военный гарнизон и флот.

В XVI в. по проекту видного турецкого зодчего и инженера Коджи (Ходжи) Синана построена мечеть Джума-Джами, или Хан-Джами. Она возвышается над Набережной и далеко видна с моря. В центре города сохранились также Турецкие бани, Текие дервишей (культовая постройка исламского братства, знаменитого своими ритуальными кружениями) – сейчас там этнографический центр крымско-татарских ремесел.

В Гезлеве, позже Евпатории, существовала одна из крупных общин караимов, можно осмотреть их культовые храмы – кенасы XVIII в., познакомиться с блюдами национальной кухни и изделиями ремесел.


Колос Лимен

Античный город у п. Черноморское

Руины портового города Калос-Лимен (Прекрасная гавань) у Черноморской бухты говорят о том, что он был многолюден (площадь 4 га) и главенствовал среди здешних владений греческой колонии Херсонеса Таврического. Обнаружены и меньшие памятники – укрепленные поселения у сел Поповка, Громово, Оленевка, Межводное. Все они строились на берегах бухт, удобных для греческих мореходов.

А на высоких, слегка выступающих в море мысах, ограниченные глубокими балками, создавали свои укрепления скифы, соперничавшие с греками. Цепь скифских поселений тянется по побережью с интервалами в 2-4 км. Самые крупные из них обнаружены у сел Громово, Лазурного, Окуневки, Марьино, Морского. Все эти поселения, как греческие так и скифские, возникли на рубеже IV-III вв. до н. э.

Раскопки большого греко-скифского городища можно видеть у с. Северного. Самое известное и интересное для посещения – укрепление Беляус у с. Медведево. С находками археологов и драматичной историей этих мест можно познакомиться в Черноморском историко-краеведческом музее (ул. Революции,8).


Сурб-хач

монастырь

Армянский монастырь Сурб-хач (Святой крест) основан в 1338 году. Находится в 4 км к юго-западу от г. Старый Крым на лесистом горном склоне. Это главный духовный центр всех армян Крыма, а со средних веков и до революции 1917 г. здесь готовили священников для армянских церквей также в Молдове, Румынии, Западной Украине. В братском корпусе монастыря хорошо сохранились кельи учеников и отца-настоятеля, а в целом планировка и архитектура монастыря поражает не только строгостью и простотой, но и целесообразностью и гармонией с окружающим горным лесом и многочисленными родниками. Несколько из них оправлены в камень, с замечательной резьбой, который всегда славились армянские камнерезы.

Сейчас в монастыре проводятся экскурсии и ведутся восстановительные работы. Самая древняя из построек-соборная церковь. В средневековье во всем этом районе было множество армянских монастырей, а Восточный Крым называли Малой Арменией. Теперь окрестности славятся своими замечательными горными лесами и целебным для больных туберкулезом воздухом. У монастыря есть небольшой Гостевой корпус и кафе, но нет электричества, и не предусматривается какое-либо другое вторжение современного комфорта.


Неаполь скифский

Археологический заповедник

CIV в. до н. э. по III в. н. э. на месте Симферополя существовал Неаполь Скифский, предположительно, столица позднескифского государства (на скалистом платоне выше улицы Воровского в районе Центрального автовокзала). В этот период скифы утрачивают господствующие позиции в кочевом мире, активно усваивают греческую культуру, строят крепости и города, а от курганных захоронений переходят к сооружению склепов и мавзолеев.

Башня, которую можно видеть на территории археологического заповедника, современная реконструкция. Но она возведена над мавзолеем царя Скилура, его раскопки стали подлинной археологической сенсацией. Более 1300 золотых украшений найдено в захоронениях скифской знати!

Раскопки вели ученные Одессы, Санкт-Петербурга и других научных центров, так что в Симферополе мало что осталось, но раскопки и открытия продолжаются. Подготовлен и проект создания интересного музея-заповедника.


Чуфут-Кале

Пещерный город

Находится в 3,5 км к юго-востоку от г. Бахчисарая. Еще с VI в. началось устройство в скальных обрывах боевых и хозяйственных пещер, храмов и тюрем. Издалека выделяются наемные сооружения: крепостные стены и ворота, кенасы-культовые постройки более поздних хозяев города караимов.

На подходе к Малым городским воротам недавно обнаружен осадный колодец с сотнями метров подземных ходов. Раскопки и сенсационные находки (среди которых клад золотых и серебряных римских монет) продолжаются каждый летний сезон!

Неизвестно, какой народ основал эту крепость, и как она называлась. В историю она вошла как Кырк-Ор (Сорок укреплений, тюрк.). Сохранился мавзолей Джаныке-Ханум, дочери хана Золотой орды Тохтамыша. Здесь укрепляется основатель Крымского ханства Хаджи Гирей, который заселяет город караимами. Они называют город, ставший их главным центром до XIX в., Джуфт-Кале – Двойная крепость, а татары – Чуфут-Кале (Иудейская крепость). В бывшем доме А. Фирковича, великого кагана и просветителя этого самобытного народа есть небольшая экспозиция, можно попробовать блюда национальной кухни. За южными стенами крепости среди священной дубовой рощи находится древнее кладбище караимов.

Среди крепостных стен и башен и в вырубленных в обрыве пещерах постоянно снимают фильмы, в 2001 г. группа из Голливуда работала здесь над фехтовальными сценами фэнтэзи «Варвар».


Джума – Джами

Пятничная мечеть, Джума-Джами (в пятницу, по преданию, родился пророк Магомет) была заложена в Гезлеве спустя год после коронации Девлет – Гирея I –в 1552 г. Строительство велось долго, более 10 лет, и завершилось, в1564 г. По сводам нового храма оглашалось полученное в Стамбуле право на Крымское ханство.

Композиция ханской мечети построена по принципу нарастания объемов, силуэтом напоминая стамбульскую Айя-Софию. Логика ее византийских в своей выразительных монументальных конструкций четко прослеживается во внешним облике храма.

Джума-Джами расположена в восточной части современной евпаторийской набережной. Возвышаясь над прилегающей застройкой, она хорошо просматривается с моря и берега сквозь зелень Караевского сада и вместе с соседствующим неподалеку православным храмом св. Николая определяет лицо набережной, формирует облик морской панорамы старой части Евпатории.

Похожие статьи