Авто-путешествие по черногории. В Черногорию — на машине Маршруты самостоятельных путешествий по черногории

14.04.2024

Самый сказочный каньон в Черногории — реки Мртвица, хотя название устрашающее, но я всем советую отправиться в пеший поход. Здесь есть лишь тропа, поэтому вы останетесь один на один с бурлящей горной рекой и местными джунглями. Поверьте, каньоны рек в Черногории стоит смотреть не с окна туристического автобуса. Да и таких скрытых красот Черногории «толпе» …

ТОП 20 мест — что посмотреть в Будве и окрестностях (карта)

Я живу в Будве 8 лет, изучила каждый уголок досконально. Это главный курорт Черногории, и на его достопримечательности можно потратить от 1 часа, захватив лишь старый город, так и до пары дней, если посещать все пляжи, монастыри, крепости и ходить в треки в горы. Воспользуйтесь моими советами и скачайте карту с достопримечательностями Будвы и окрестностей. …

Что посмотреть в Херцег-Нови и окрестностях (карта)

Яркий и солнечный, с милыми двориками и зелеными парками, старинными крепостями и особняками, стремящийся в гору по 1000 ступенькам — всё это о городе Херцег-Нови. Добравшись сюда на автомобиле, в самый конец бухты, вам захочется сделать паузу на пару часиков. В этой статье каждый найдет для себя полезную информацию — что посмотреть в Херцег-Нови и …

К ущелью Горло Соколово: на авто по Черногории

Одно из самых крутых панорамных мест в черногорских горах — ущелье Горло Соколово (Grlo Sokolovo), особенно для ленивых туристов. Тут есть пешеходный маршрут, он под силу как пенсионерам, так и детям, а еще джипам. Если вы никогда не бывали в Албании и не имеете представления как выглядит соседняя страна — тут вас ждет открытие о …

Маршрут на авто к горам Комови и Проклетие по каньонам Черногории

В конце мая 2017 г мы с друзьями решили проехаться по горам Черногории с 1 ночевкой, отель я бронировала уже в дороге. А поскольку в Черногории горы находятся повсюду, то я выбрала редко посещаемые — Комови и Проклетие. Также здесь можно задержаться на дольше ради трека, мы в другой раз сходили на пик Волушница. А пока …

Плав в Черногории: горные озера, Кулы, мечети и монастырь

На северо-востоке Черногории есть масса красот, куда редко ступает нога туриста, а зря… Одним из таких городов является Плав. Природный ландшафт этого места выглядит сказочно — город расположился на берегах самого большого ледникового озера в стране — Плавского, а вокруг возвышаются зеленые горы Виситор и Проклетие. Этот регион несколько веков был частью Османской империи, поэтому …

Нетуристическая Черногория — 13 самых красивых мест

А для вас какое место в Черногории самое лучшее, красивое и подходящее для отдыха? 😍 У меня ТОП мест в Черногории меняется из года в год — всё больше погружаюсь в страну и влюбляюсь, как девчонка-первоклассница. И это не популярные места в Черногории, напротив, в них должна быть тишина, живописные картинки, аутентика в архитектуре, неиспорченные …

Маршрут по Черногории: Липская пещера-Цетинье-Ловчен-Негуши-Котор (карта)

Из Будвы в нацпарк Ловчен можно добраться несколькими способами: взяв автобусную экскурсию, самостоятельно на машине, с таксистом. Ехать около одного часа, но сам путь содержит в себе целый маршрут, которого хватит на 6-10 часов. Дороги в Черногории повсюду пересекают горы, поэтому будьте готовы к серпантинам, ровных участков мало. Уехать в Цетинье-Ловчен советую всем, кто устал …

Трек в горах Проклетие «Долина Гребае — Волушница»

Для активных людей в национальном парке Проклетие есть несколько вершин высотой 1800 — 2500 м, куда можно сходить в однодневный трек, отдохнуть морально, полюбоваться дикой природой, насладиться вдоволь черникой. Представьте — середина августа, мы наконец с душного побережья Адриатики умчали в горы Проклетие. Я настолько устала в прошлом году от 40-градусной жары, что +15 вечером и горный …

Крепость Космач с панорамой на Будву и Бечичи

Если будете отдыхать в Будве, обязательно прокатитесь до крепости Космач 🏰 Она находится пол пути в Цетинье, нужно лишь свернуть в поселке Браичи — на карте. Это австрийская крепость сер. 19 века, она хорошо видна с трассы, лишь последние 500 м придется пройти пешком (maps.me подскажет). Виды отсюда сногсшибательные! На море и всю Будванскую ривьеру🌅 Советую приехать …

Букумирское озеро — спасение от жары в Черногории!

В 50 км от жаркой Подгорицы есть невероятный пейзаж — Букумирское озеро в окружении гор в снежных шапках. Это Кучке планине, первое слово — пренадлежность племени Куча, второе в переводе — горы. Но мало кто из Подгоричан видел Букумирское ледниковое озеро, я уже не говорю об остальных черногорцах… Да, дорога «слегка» извилистая и подташнивает от …

Ловчен в Черногории и мавзолей Негоша

Национальный парк Ловчен — один из 5 заповедников в Черногории 🌳 Он ближе всего находится к морскому побережью, поэтому его туристы посещают первым делом. Сюда стоит ехать летом ради горной прохлады, ведь высота горной гряды достигает 1749 м. Весной луга Ловчена усеяны крокусами, осенью деревья в золотистых одеяниях, а зимой склоны укрыты снегом. Для поездки на …

В начале сентября 2013 года мы вдвоем с мужем путешествовали по Черногории на арендованном авто в течении 2-х недель. Живем мы в Екатеринбурге, поэтому ехать в Черногорию на своей машине не рискнули, хотя к Черноморскому побережью катались.
Мы и в этот раз собирались поехать к Черному морю, но за 2 недели до отпуска планы поменялись. Если не к нашему морю ехать, то решили на Адриатику. Выбрали Черногорию, т.к. виза не нужна, море там чистейшее.
3 года назад мы объехали всю Майорку (испанский остров в Средиземном море) на арендованном авто, нам очень понравилось. Поэтому и сейчас решили не сидеть на одном месте, а на машине поездить по стране, тем более, что валяться на пляже целыми днями скучно.
Итак, очень быстро мы купили билеты на самолет, забронировали отель, машину. Прилетели в аэропорт Тивата рано утром, а наша машина уже нас ждала возле аэропорта на стоянке. Арендовали мы ее в Еврокаре, это был Оппель с автоматикой и кондиционером.
Вот наша машинка:


Очень быстро оформили документы, погрузились и поехали в отель, следуя указаниям нашего навигатора. Отель был в пригороде города Будва, в 2 км от ближайшего пляжа JAZ. Отель Аруба 4* предназначен для автотуристов, есть стоянка на территории отеля, бассейн, теннисный корт, велосипеды бесплатно. Номер был 2-х комнатный, с большим балконом, с TV в каждой комнате, кондеем. В общем, отлично устроились.
Еда в Черногории недорогая, порции огромные, одной порцией (мясо с гарниром, салат) мы вполне наедались. Ракия с легким ароматом винограда, вина очень понравились. Поразили цены на кофе: чашечка натурального кофе стоит дешевле растворимого и дешевле чая в пакетиках!
Рыба гораздо дороже, чем мясо, курица.
С местными жителями лучше разговаривать на русском - они понимают, и их можно понять. А английский понимают далеко не все.

В этот же день мы поехали обследовать пляжи. Пляжи в Черногории разные - песчаные (пляжи Ада Бояна, Ульцина, Королевский пляж возле острова Сан-Стефан, пляж «Голубые Дали» на п/острове Луштица), мелкогалечные и крупногалечные (это все остальные пляжи).
Вода везде чистейшая, прозрачная, была достаточно теплая. Вход на пляжи был везде свободный, кроме пляжа у Сан-Стефан и пляж Плоче. Плоче мне понравился, это искусственный пляж - в скалах были вырублены террассы, сходы в море, обустроены бассейны с морской водой для взрослых и детей. Если вы не хотите купаться среди волн прибоя, то пожалуйте в бассейн!

Вот он, Плоче:


А вот бассейн для взрослых:

На галечных пляжах встречаются морские ежи, поэтому купаться надо в тапочках.

Вот еще пляжи:




Нам больше всего понравился галечный пляж в поселке Бульярица, недалеко от Петроваца - там за небольшую плату можно проехать к самой воде. Пляж этот длинный, и вдоль всего пляжа тянется грунтовая дорога (в метрах 20 от линии прибоя), вот на этой дороге и ставят машины.
С погодой нам повезло - было не очень жарко, больше +30 не было, переменная облачность, вода теплая.
Расскажу о дорогах.

Дороги в Черногории хорошие, но по одной полосе в каждую сторону. Две полосы я наблюдала лишь на подъезде к Подгорице, ну, это понятно - столица. Дороги все с хорошей разметкой, снабжены толковыми знаками. Гаишников не много, столкнулись с ними лишь один раз, и то на равнинной прямой дороге. Стояли они за кустами и ловили расслабившихся на прямой, ровной, пустой дороге водителей за превышение скорости. По всей Черногории максимальная скорость 80 км/час! За превышение штраф 40 евро!
На горных дорогах полиции нет - ей там просто негде стоять. Рекомендации дорожных знаков приходится соблюдать для собственной безопасности.
Водителей было двое. Машина вела себя хорошо, не ломалась, кондиционер в машине нам не понадобился, т.к. было не очень жарко. На Черногорских заправках можно бесплатно подкачать колеса (есть стойка с подачей сжатого воздуха, манометр), за небольшую плату пропылесосить салон. Черногорские водители в большинстве своем не лихачат, вежливые. За все время пребывания там мы не видели аварий на дорогах!
ПОБЕРЕЖЬЕ

Вдоль всего побережья Черногории от Хорватии до Албании протянулась оживленная трасса - по ней мы и передвигались от пляжа к пляжу, от городка до поселка.

Вот так выглядит побережье с этой дороги:


Самая, пожалуй, известная достопримечательность на побережье - это остров-отель Сан-Стефан:


Зевак туда не пускают, проход только для проживающих.

Это город Будва, вид с горной дороги:


А это Будва, старый город, пляж и романтический берег:





Последним пунктом посещения на побережье был остров Ада-Бояна. Это остров, намытый впадающей в море рекой Бояна, это, по сути, дельта реки. С одного берега - Черногория, а с другого - Албания. На острове все пляжи из мелкого речного песка, дно моря тоже песчаное, пологое, удобное для купания. Местность там уже плоская, дорога прямая и ровная.

Вот она, река Бояна перед слиянием с морем:

ЛУШТИЦА

После исследования побережья в юго-восточном направлении мы направились на запад, в Боко-Которский залив и полуостров Луштица.
Луштица на меня произвела удивительное впечатление! Мы собирались объехать полуостров за несколько часов, но он оказался настолько интересным, что мы вернулись домой затемно.

Луштица - это первозданные лавовые берега, волны, бьющиеся о камни, ослепительное море, ветер, почти нетронутая природа, и безлюдье!










Это старая крепость, построенная на краю полуострова, на другом берегу Боко-Которского пролива уже Хорватия, на их берегу тоже крепость, мы в бинокль рассматривали ее.
На Луштице есть лагерь любителей жить в единении с природой. Люди живут в палатках. Там на стоянке мы с удивлением обнаружили маленькую машинку Матис с Челябинскими номерами! Как она доехала с Урала до Черногории?

БОКО-КОТОРСКИЙ ЗАЛИВ

После Луштицы мы отправились в путешествие вокруг Боко-Которского залива.
Как пишут в путеводителях, залив этот - самый глубокий в Европе. по сути, это фьорд.
В залив заходят круизные корабли, останавливаются в порту Котора:

Отправились в эту поездку мы рано утром, а вернулись в 9 вечера. Проехали Котор, Доброту, Биелу, Херцег-Нови, Турско, это граница с Хорватией. Обратно вернулись в Биелу и на пароме переправились в пос. Ластва, оттуда в Тиват и в Будву.
Дорога отличная, конечно же по полосе в каждую сторону. Берега залива гористые, красивые, много отелей по берегам.
Вот фото залива:
Старая часовня:

Парусник в гавани Тивата:


Это недалеко от границы с Хорватией, виден Херцег-Нови:

На пароме:





СКАДАРСКОЕ ОЗЕРО

Затем мы отправились к Скадарскому озеру, опять же самому большому озеру в Европе!
Это озеро-заповедник, там водится много водоплавающих птиц. Треть озера находится на территории Албании.
Ехали мы к озеру из Будвы по указаниям навигатора через горы. Это было страшно! Дорога - серпантин, обрыв внизу, даже остановиться для фото было негде, да и не до того было… Хотя потом мы узнали, что можно было до Бара ехать вдоль берега, потом по тоннелю прямо к озеру. Правда, проезд по тоннелю платный.
И вот, приехали мы к озеру, на въезде местные берут неопытных туристов в оборот, предлагают покатать по озеру. Мы клюнули на это. И вот вместе с парой из России мы поплыли на лодке. Лодка с мотором, конечно, есть навес от солнца и дождя. Меня поездка не впечатлила - на Урале таких озер полно, и даже лучше.

Вот это островок с бывшей тютьмой:

Там, вдали, виден Албанский берег:

ПОДГОРИЦА
Обратно мы поехали через Подгорицу. Подгорица - столица, но столицей она стала лишь в 20 веке. А до этого столицей был город Цетине.

Подгорица меня не впечатлила - обычный современный город. Интересен мост через реку Морача, называется «мост Тысячелетия»

И памятник В.С.Высоцкому:

ЦЕТИНЕ

После Подгорицы мы возвращались домой через Цетине, но в сам город заехали позже.
Дорога из Подгорицы до Цетине отличная, ведь в Цетине до сих пор размещаются некоторые гос. учреждения и посольства.

Это министерство культуры:

Это мужской монастырь:

Вот такая погода была в Цетине:

А так мы ехали из Будвы в Цетине, в горах был туман, видимость 10 метров, но после подъема в горы туман рассеялся.

КАНЬОНЫ
После Цетине мы решили, что можно отправляться вглубь страны в горы, к каньону реки Тара - опять же, самому глубокому каньону после Гранд-Каньона в США!
Хотели еще посетить монастырь Острог, расположенный высоко в горах, но после поездки к Скадарскому озеру я решительно заявила, что с меня хватит этого экстрима…
Снова рано утром мы отправились в горы. путь проложили через Котор, после Risan сворачиваем на Ледениче, это новая дорога ведущая в Никшич. После Никшича сворачиваем на Savnik, и далее до моста через Тару.
После подъема от Боко-Которского залива в горы по серпантину, мы выехали на прекрасную прямую, ровную дорогу, проложенную по плоскогорью, и такая дорога практически была до Никшича.

Вот такое озеро «Соленое» есть недалеко от Никшича:


Никшич - промышленный город, его мы проехали, не заезжая.
Следующий город на пути был Жабляк, самый высокогорный город в Черногории. В его окрестностях есть горнолыжные трассы.

Это окрестности Жабляка, в этих домиках зимой останавливаются приехавшие покататься с гор:


Все объявления здесь о сдаче домиков дублировались на русском.

И, наконец, цель нашей поездки - арочный мост через каньон реки Тара, «мост Джурджевича»:


Возле моста всегда туристы, приезжают на экскурсионных автобусах, машинах. Есть большая бесплатная стоянка.
Конечно, есть кафешки, сувенирные ларьки. Есть там развлечение - переправа на тарзанке с одного берега на другой.

Это, собственно, каньон:



Приехали мы к мосту к обеду, т.е. ехали около 6 часов. Обратно решили ехать другой дорогой - через Мойковач, Колашин, Подгорицу, Цетине, Будва. Обратно дорога положена вдоль каньона реки Тара, а после Колашина до Подгорицы - вдоль каньона реки Морача.
Это каньон:



Пожалуй, обратная дорога была интереснее, чем дорога до каньона, т.к. пролегала вдоль рек Тара и Морача по очень живописным местам, проехали много населенных пунктов. В Мойковаче видели соленые озера, где добывают соль.
Правда, дорога обратно заняла больше времени.

Как видно по снимкам, погода в Черногории была переменчивая. По ночам шли дожди с грозами, иногда и днем был дождь. Но на побережье всегда хотя-бы полдня было солнце. Ночные тучи днем уходили к горам, и там, зацепившись за них, ожидали ночи.

Это все про наше путешествие.

По указанной ссылке подробный план на две недели. Как правило, во время отпуска вы будете корректировать свой маршрут на ходу. Вот вам пост с бумажными картами основных черногорских курортов.

Короткая предыстория этого поста

Статья написана для всех авто путешественников, которые едут в Черногорию впервые. Мое первое черногорское автомобильное путешествие было практически под угрозой срыва, из-за невозможности собрать толковые маршруты в ограниченные сроки.

На форуме Винского тонны полезной и нужной информации, но для её поиска нужно приложить неимоверные усилия и потратить очень много времени. Ввиду актуальности данной проблемы (с которой я тоже столкнулся), было принято решение свести всю актуальную информацию по самым популярным черногорским автомобильным маршрутам в одном посте. Приятного чтения!

Если у вас есть дополнения, замечания или критика, то добро пожаловать в комментарии. Именно благодаря вашим советам и комментариям, статья получилась полной, полезной и информативной.

Прокатились по моим черногорским маршрутам и вам понравилось/не понравилось? Написать про свое автопутешествие

Нашли в статье неточности (со временем что-то могло измениться), тогда ругайте меня в комментариях к посту. :)

Отдых в Черногории можно провести по-разному, либо всё отпускное время потратить на пляж-море-рестораны, либо подробно изучить самую красивую балканскую страну, а бонусом будет отдых на самых лучших пляжах (каждый день на разных).

В отличие от пассивного пляжного отдыха, который к сожалению выбирают многие, у вас будет возможность искупаться и в море, и в Боко Которской бухте, и в горных и лесных озерах, обедать вам предстоит в самых лучших ресторанах или небольших кафе местных жителей, а не в прибрежных туристических местах, продолжать описывать плюсы активного отдыха на авто можно бесконечно.

Где арендовать машину

В эту табличку я поместил основные способы аренды автомобилей в Черногории, более подробно и развёрнуто читайте далее. Привычного каршеринга в Черногории нет, но если брать машину на неделю, то получится даже дешевле.

Арендовать автомобиль в Черногории проще, дешевле и удобнее на местном прокатном сайте (рекомендую именно этот вариант).

Аренда и передвижение по стране доступна по российскому водительскому удостоверению (МВУ - Международное Водительское Удостоверение местные полицейские не требуют), дороги в стране хорошие, выбор машин большой, так что не вижу причин отказывать себе в этом удовольствии.

Изучите подробный отчет о том как я арендовал машину в Будве , там мои отзывы, рекомендации и лайфхаки (настоятельно рекомендую изучить статью). Если совсем нет времени, то прочитайте лайт версию этой полезной статьи, там про черногорскую аренду авто, кратко и толково.

Так же обязательно изучите статью про нетуристические достопримечательности страны (это для тех, у кого очень много времени).

Что важно знать при автомобильной поездке по Черногории

Важная информация!

Выбор: если вы решили провести свой черногорский отпуск на автомобиле, то я настоятельно рекомендую бронировать машину заранее. Чем раньше вы озаботитесь этим, тем больший выбор транспортных средств будет в вашем распоряжении, так сказать есть из чего выбрать. И напротив, прямо перед отпуском выбор прокатных машин ограничен, особенно сложно с выбором в летние месяцы (проверено на личном опыте).

Вы ничем не рискуете: полную сумму аренды вы платите лишь в момент получения автомобиля, бронь можно в любой момент отменить, или изменить.

В Черногории выгодно арендовать машину на длительный срок. Если вы арендуете автомобиль на весь отдых, то значительно экономите на аренде машины (чем больше срок аренды, тем дешевле), на групповых экскурсиях (экскурсии от 20 Евро с человека, а аренда машины от 20 Евро за машину, за день можете объехать пол страны) и такси в аэропорт (в сезон таксисты берут по 50 Евро за поездку). Следует лишь предупредить прокатчика, что бы он привез и забрал автомобиль в аэропорту.

Иногда день аренды машины стоит дешевле, чем поездка на групповую экскурсию! Не верите? Вот тут актуальные цены на самые популярные экскурсии. Я для вас описал самые популярные экскурсионные маршруты , вы можете их изучить и самостоятельно по ним прокатиться.

Местные (черногорские) фирмы по прокату автомобилей (проверить цены). Если вы не планируете путешествовать на автомобиле по Европе, то выгодней всего воспользоваться местными прокатчиками. Автопрокатных фирм в Черногории много, цены у них ниже чем у крупных международных прокатных фирм, но есть ряд ограничений: взять и вернуть машину можно только на территории Черногории (если у вас путешествие через всю Европу, то вам этот вариант не подойдет), выезжать за пределы страны позволит не каждый прокатчик (в соседние страны Албания, Хорватия ещё можно, а дальше в Европу - уже сложней).

  • вокруг Боко Которской Бухты;
  • к Албанской границе и нудистам;
  • через всю страну в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня);
  • лучшие черногорские пляжи на автомобиле;
  • в Национальный парк Ловчен и прекрасные виды на Котор.

На автомобиле вокруг Боко Которской Бухты

Боко Которский залив является самым красивым приморским регионом Черногории, тут есть всё что туристу нужно, от целых городов - памятников ЮНЕСКО (Котор), до крохотных и очень живописных рыбацких поселков. Рекомендую в первый день своего автомобильного путешествия посвятить именно Боко Которской бухте.

UPD: В этом году осуществил свою давнюю автомобильную мечту, проехал всё Адриатическое шоссе от Албании и практически до границы Хорватии со Словенией. Про эту поездку нужно будет обязательно написать несколько увлекательных постов.

Общий пробег более 600 километров, большая часть Адриатической магистрали идёт по территории Хорватии. Имеются забавные участки дороги, когда проходишь границу с Боснией и Герцеговиной, а через 6 километров вновь въезжаешь в Хорватию.

И вот что я вам скажу: на мой взгляд самый живописный участок из всего маршрута - это Боко Которская бухта. Конечно Сплит и Дубровник великолепны, но там нет микса природы и достопримечательностей, а в Боко-Которке есть.

Мне настолько понравилась бухта, что я сменил автомобиль на велосипед и объехал Боко Которку на велике.

Карта маршрута вокруг Боко Которской Бухты

Общая протяженность маршрута: 125 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день, маршрут очень интересный.

Автомобильный маршрут вокруг Боко Которской Бухты:

  1. Будва - Котор: 24 км;
  2. Котор - Пераст: 12 км;
  3. Пераст - Рисан: 5 км;
  4. Рисан - Герцег-Нови: 25 км;
  5. Герцег-Нови - Игало: 3 км;
  6. Игало - Каменари: 17 км;
  7. Каменари - Лепетане: 300 м;
  8. Лепетане - Котор: 15 км;
  9. Котор - Будва: 24 км.

Встаем пораньше и едем из Будвы в Котор, пока там ещё нет толп туристов. Утром в Котор лучше ехать через перевал, а не через тоннель. Сразу за стадионом вам следует повернуть (смотрите карту), дорога весьма интересна.

Котор

Практически все парковки в Которе платные, ищите свободное место, паркуйтесь и бегом в Старый город (пока Котор не оккупировали толпы туристов). В Которе и его ближайших окрестностях много достопримечательностей , самые яркие ищите по ссылке.

Небольшой лайфхак по Котору: если приехать до 8 утра, то подняться в крепость Иоанна можно бесплатно, кассиры приходят на работу после 8:00 или 8:30. Берите бутылку воды, удобную обувь и фотоаппарат.

При наличии свободного времени, вот вам список которских интересностей:

  • посидеть в многочисленных кафешках;
  • покормить которских котов;

Боко Которская бухта

Выезжаем из Котора и не торопясь едем вдоль Боко Которского залива. Можно заезжать практически в любой населенный пункт, который вам понравился. Если времени не много, то я настоятельно рекомендую обязательно побывать в Перасте и Рисане , там много чего интересного (особенно в Перасте).

От Переста можно совершить короткую морскую экскурсию к островам (остров Святого Георгия и остров Богородицы на рифе) или более длительную по Боко Которскому заливу, это отлично разнообразит вашу автомобильную экскурсию. Посмотреть на Боко Которскую бухту с моря - это Маст Си для любого туриста. А можно просто побродить по единственной улице Пераста.

На пути следования будут рестораны и кафе, рекомендую пообедать/поужинать на устричной ферме, их в Боко Которке несколько (ищите в окрестностях Пераста, и там где увидите таблички).

Герцег Нови и Игало

Следующим обязательным пунктом нашего автопутешествия является город Герцег Нови. Перед городом , рекомендую туда заглянуть.

Если свободного времени у вас много, то можно заглянуть в соседний городок - Игало. В этом небольшом городе находятся грязелечебница и институт, все желающие могут пройти курс лечения (платно), или извазюкаться в целебной грязи прямо на местных пляжах (совершенно бесплатно).

Паром Каменари - Лепетане

Отправляемся в обратный путь. Для сокращения пути в Будву, можно воспользоваться паромной переправой Каменари - Лепетане (далее можно ехать через Тиват, но без Котора), переправа платная 5 Евро с машины. Сама переправа является одной из достопримечательностей Боко Которской бухты, так что можно этим воспользоваться и полюбоваться видами.

Если возвращаетесь через Тиват, то обязательно загляните в люксовый район Порто Монтенегро , закажите чашечку кофе и наслаждайтесь закатом, который в этих местах великолепен. Либо просто прогуляйтесь по городу и мельком посмотрите на тиватские достопримечательности , для этой прогулки пары часов вполне хватит.

Вечерний Котор

Если времени у вас достаточно, то можно прокатиться вдоль залива (рекомендую именно этот вариант). Если на обратном пути в Будву едете вдоль залива, то обязательно загляните в Котор и полюбуйтесь на его вечернюю подсветку, посидите в одном из уличных ресторанов, которых в городе множество. Открыточный вид на Котор (отражение городской подсветки в воде образует сердечко) доступен с набережной в поселке Муо. Рекомендую, вы не пожалеете.

Из Будвы на юг Черногории к Албанской границе и нудистам

На юге расположен самый протяженный пляж страны - Велика плажа, его длина более 12 километров, тут же расположен самый большой нудистский пляж Ада Бояна. В этом регионе станы (рядом с Албанской границей) Черногория и черногорцы совершенно другие, но тем не менее поездка будет интересной.

Карта маршрута на юг Черногории

Минимальная протяженность маршрута: 220 километров.

Общее время на прохождение маршрута: желательно иметь целый световой день.

Автомобильный маршрут на юг Черногории:

  1. Будва - Бар: 39 км;
  2. Бар - Старый Бар: 5 км;
  3. Старый Бар - Ульцинь: 25 км;
  4. Ульцинь - пляж Велика плажа: 9 км;
  5. пляж Велика плажа - остров Ада Баяна: 7 км;
  6. остров Ада Баяна - Вирпазар: 64 км;
  7. Вирпазар - Риека Црноевича: 25 км;
  8. Риека Црноевича - Будва: 46 км.

Ещё один простой маршрут для адаптации, который идет вдоль побережья и упирается в границу с Албанией. Это если доехать до Ульциня и тем же путём вернуться в Будву.

Если у вас имеется время, и желание проехать вдоль Скадарского озера (но дорога тут достаточно сложная), тогда маршрут можно разбить не несколько участков. Первый участок из Будвы в Ульцинь, ночёвка. Далее, проезжаем горными дорогами вдоль Скадарского озера и ночуем в Вирпазаре. В третий день, посещаем деревню Риека Црноевича. и спокойно возвращаемся в Будву.

Теперь обо всё по порядку.

Выезжаем из Будвы и без остановок (можно и с остановками, кому как нравится) едем до города Бар.

Будванская ривьера

Если время позволяет, то можно по пути заехать в Бечичи и навестить Старую Оливу. Не доезжая до курорта Пржно, можно подняться на гору Челобрдо и полюбоваться с самой лучшей смотровой площадки на прекрасный Свети Стефан. Но следует помнить про время, возможно на эти маршруты следует выделить дополнительный день.

Город Бар и окрестности

В пяти километрах от Нового Бара, есть Старый Бар , вот тут намного интересней, рекомендую не спеша побродить по древнему городу.

Рядом со Старым Баром есть ещё одна достопримечательность - старая олива. Говорят что дереву более 2 000 лет, но на вид так не скажешь. Достопримечательность платная (1 Евро за вход), найти её не очень просто (указал её расположение на гугл карте), вот вам точные координаты @42.0729748,19.1083698, (достаточно ввести в гугл карты). В Бечичи есть похожее дерево, которое примерно того же возраста, возле неё нет туристов, а посетить достопримечательность можно бесплатно.

Ульцинь и Велика пляжа

Следующая наша остановка будет в старинном городе Ульцинь, этот город сильно отличается от других приморских черногорских городов, в нём большая мусульманская община, преобладают мечети, но есть и христианские храмы.

Деревня Риека Црноевича

После Скадарского озера следует ещё одна дилемма, либо возвращаться в Будву по уже знакомой дороге (вдоль моря), либо проехать через небольшой живописный городок-деревню Риека Црноевича (самый красивый городок на берегах Скадарского озера) и далее через Цетинье (Цетинье можно проехать транзитом) вернуться в Будву (этот путь указан на моей карте).

Если вы хорошо справились с горной дорогой через Владимир, то можно ехать в деревню Риека Црноевича. Если дорога для вас была сложной, то лучше вернуться к морю, так как от Вирпазара до Риека Црноевича есть несколько серпантинов и сам путь чуть сложнее.

От Вирпазара до деревни Риека Црноевича не более километров 25, но именно этот участок пути опасней всего. Деревушку Риека Црноевича можно посетить более безопасным путём, если съехать по трассе Цетинье - Подгорица со стороны города Цетинье, тогда путь до деревни будет не более 7 километров.

На автомобиле через всю Черногорию в Национальный парк Дурмитор (маршрут на 2 дня)

Ваша поездка в Черногорию будет не полной, если вы не побываете в горах, цель этого маршрута в посещении Национального парка Дурмитор с ночевкой в городе Жабляк. Но если быть честным, то на нашем пути будут и другие Национальные парки (Скадарское озеро, Биоградское озеро), которые тоже стоят вашего внимания.

Многие совершают поездку в Жабляк на один день, но в спешке не видят всей красоты места, мы не будем спешить и повторять их ошибок. По этой причине поездка разделена на поездку из Будвы в Жабляк и из Жабляка в Будву, туда и обратно едем разными дорогами.

Есть более бюджетный вариант, поехать на автобусную экскурсию «Каньоны Черногории », как она проходит, смотрите по ссылке.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк (первый день)

План следующий, выехать из Будвы как можно раньше, проехать по части вчерашнего маршрута (смотрите выше) и посмотреть, что не успели посмотреть (Скадарское озеро), далее столица Черногории - город Подгорица, далее на север страны и конечная точка маршрута - Жабляк (там ночевка).

Карта маршрута из Будвы в Жабляк

Протяженность маршрута: 245 километров.

Автомобильный маршрут из Будвы в Жабляк:

  1. Будва - Вирпазар: 43 км (через горы);
  2. Вирпазар - водопад «Ниагара»: 27 км;
  3. водопад «Ниагара» - Подгорица: 7 км;
  4. Подгорица - монастырь Морача: 47 км;
  5. монастырь Морача - Биоградское озеро: 43 км;
  6. Биоградское озеро - водопад Равняк: 28 км;
  7. водопад Равняк - мост Джурджевича: 28 км;
  8. мост Джурджевича - Жабляк: 22 км.

Вирпазар

Выезжаем из Будвы как можно раньше и едем к Скадарскому озеру. Из Будвы в Вирпазар есть две дороги, одна попроще через платный тоннель Созина, вторая бесплатная, интересная и горная. В этом маршруте мы едем по горам (этот путь указан на моей карте). Для этого следует повернуть вглубь страны прямо у Петроваца. В Вирпазаре можно позавтракать, покататься на лодке по озеру, погулять и отправиться дальше.

Черногорский водопаду «Ниагара»

Едем к водопаду «Ниагара», конечно до настоящей Ниагары черногорский водопад не дотягивает, но заехать можно. Будьте внимательны, черногорскую «Ниагару» можно запросто проскочить мимо, если не знать где остановиться (смотрите расположение на карте). :)

Найти путь к «Ниагаре» тоже не просто, она расположена на реке Циевна, на второстепенной дороге. После того как проедете поворот на аэропорт Голубовицы будет мост через реку Циевна, после моста сворачивайте и поезжайте вдоль реки. У водопада имеется ресторан с неторопливым сервисом.

Подгорица

Следующая остановка - Подгорица, тут можно посмотреть на Старый город, мост Миллениум, памятники Высоцкому и Пушкину, пошоппиться в столичных моллах и поехать далее. Многие вообще столицу проезжают транзитом, в этом есть своя правда, так что выбор за вами.

Каньон реки Морача

Дорога вдоль каньона реки Морача приводит нас в монастырь с одноименным названием. Не доезжая до монастыря есть река Мртвицы, обязательно прогуляйтесь по каньону реки Мртвицы, тут очень красивые места (координаты въезда 42.705212 19.374902). Далее, осматриваем монастырь Морача и едем далее.

По пути в нац. парк Биоградское озеро

На пути в Национальный парк Биоградское озеро будет город Колашин, при наличии свободного времени можно его посетить, но если проедете мимо, то практически ничего не потеряете.

Едем в Национальный парк Биоградское озеро, гуляем и отправляемся дальше. Проезжаем город Мойковац, опять же при наличии времени и желания можно там побывать.

По пути в нац. парк Дурмитор

Направляемся в сторону ещё одного Национального парка Черногории, на этот раз это парк Дурмитор и наша конечная цель поездки городок Жабляк. Весь дальнейший путь лежит вдоль каньона реки Тара, тут достаточно живописно. На пол пути к Жабляку можно сделать остановку у водопада Равняк и пообедать в одноименном ресторане (готовят долго, но вкусно).

Мост Джурджевича

Не доезжая до Жабляка сворачиваем чуть в сторону и любуемся видами моста Джурджевича. Можно покататься на ЗипЛайне (зиплайны есть и в других местах Нац. парка), так же есть возможность осуществить сплав на кайаках (рекомендую), но это для тех, кто едет в Жабляк на несколько дней.

Жабляк

Приезжаем в Жабляк. Что бы не терять время на поиски жилья, заранее его бронируем. Тут важно слово заранее, так как на хорошие варианты спрос есть.

Из комфортных мест размещения рекомендую вот эти уютные домики (Vile Calimero), они построены в стиле альпийских шале с камином и домашней атмосферой.

Домики расположены чуть в стороне от центра города, но в пешей доступности. Есть бесплатная парковка, бесплатный WiFi, кофеварка и т.д. И что самое важное, в комнатах уютная, домашняя обстановка, а не чувство отельного номера. Этот вариант отлично подойдет для больших компаний или семей с детьми, есть домики на 7 человек.

Нужен вариант попроще, тогда (Apartmani Prisoje). Очень чистые комнаты, чуть в стороне от центра (но какая разница, вы же на машине), есть бесплатная парковка, мини-кухня, а завтрак входит в стоимость. Если надо, то хозяйка всё подскажет и расскажет, она хорошо говорит по-русски.

Заселяемся, и если силы после дороги остались, то можно отправиться на Чёрное озеро (в 2‑х километрах от Жабляка), для самых стойкий (или самых упертых) можно подняться на утес Чуровац (закаты тут чудесные) и т.д.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву (второй день)

План на этот день следующий, проснуться пораньше, погулять по окрестностям и отправиться обратно в Будву, но другим маршрутом, который тоже обещает быть интересным.

Карта маршрута из Жабляка в Будву

Протяженность маршрута: 286 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут из Жабляка в Будву:

  1. Жабляк - плотина Пивского озера: 61 км (через горы Нац. парка Дурмитор);
  2. плотина Пивского озера - Пивской монастырь: 24 км;
  3. Пивской монастырь - Никшич: 51 км;
  4. Никшич - монастырь Острог: 25 км;
  5. монастырь Острог - Даниловград: 30 км (по трассе М18);
  6. Даниловград - монастырь Дайбабе: 26 км;
  7. монастырь Дайбабе - Вирпазар: 26 км;
  8. Вирпазар - Будва: 43 км.

Проведя одну ночь (две, три и т.д.) в Жабляке двигаемся в обратный путь в Будву. В Будву поедем другой дорогой, что бы увидеть как можно больше красивых мест и достопримечательностей.

Пивское озеро, плотина и монастырь

Одна из техногенных достопримечательностей рядом с Национальным парком Дурмитор - это искусственное озеро (Пивское водохранилище) и огромная плотина на нём. Если вам повезет и горная дорога через Национальный парк Дурмитор будет открыта для движения (следует уточнить заранее), то вы увидите красочные виды и сэкономите время в пути. Сама дорога не очень сложная, дорожное покрытие пригодное для любой машины.

Возле Пивского озера следует повернуть направо и ехать вдоль воды не более 15 километров (смотрите карту). Плотина на Пивском озере считается самой большой в Европе, и действительно её размеры впечатляют (высота более 200 метров).

Разворачиваемся и двигаемся на юг, проезжаем Плужине, в нескольких километрах за ним будет Пивский монастырь. После Пивского монастыря рекомендую сделать остановку в Никшиче, размять ноги и погулять вдоль озер (смотрите на карту). Если вы живете в Боко Которской бухте (Герцег Нови, Тиват, Котор и т.д.), то можно прямо от Никшича проехать в Боко Которску, маршрут следующий: Никшич - Грахово - Рисан (смотрите на карте).

Монастырь Острог

Ходит легенда, что всех путников на этой дороге охраняет сам Василий Острожский, который является основателем монастыря, так что ничего плохого на этой горной дороге случиться не должно.

Монастырь Дайбабе и Подгорица

Далее едем в сторону Подгорицы, проезжаем столицу транзитом и заезжаем в достаточно интересный монастырь с забавным названием - монастырь Дайбабе. Если времени хватает, то можно и столицы уделить немного внимания.

Цетинье или Ловчен

Тут следует отметить: вы можете из Подгорицы поехать (через Цетинье) в Национальный парк Ловчен (дорогу смотрите на карте). Однако, я рекомендую выделить на Ловчен, отдельную поездку. По ссылке можно посмотреть, что из себя представляет нац. парк Ловчен , и как там проходят групповые экскурсии.

Черногорские пляжи на автомобиле

Учитывая всё вышеперечисленное, предлагаю прокатиться по менее доступных, для безмашинных туристов пляжам, хотя и там тоже будет полно отдыхающих.

Карта маршрута пляжи Черногории на автомобиле

Протяженность маршрута: 120 километров.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут пляжи Черногории:

  1. Будва - пляж Яз: 6 км;
  2. пляж Яз - пляж Трстено: 4 км;
  3. пляж Трстено - пляж Плоче: 2 км;
  4. пляж Плоче - пляж Бигово: 25 км;
  5. пляж Бигово - пляж Голубые горизонты: 19 км;
  6. пляж Голубые горизонты - пляж Крашичи: 5 км;
  7. пляж Крашичи - пляж Росе: 10 км;
  8. пляж Росе - пляж Жаница: 10 км;
  9. пляж Жаница - пляж Миришта: 1 км;
  10. пляж Миришта - Будва: 42 км.

Особо рассказывать про этот маршрут нечего, забиваете координаты в навигатор и едете по всем пляжам. Я постарался включить в этот список самые интересные и менее туристические пляжи (хотя это не про черногорские пляжи, они все туристические).

Дороги по данному маршруту разные, часть пути пролегает по автомагистралям, есть и совсем проселочные, но очень симпатичные (в основном на полуострове Луштица).

Пляжи возле Будвы

Старт маршрута, как всегда из Будвы, ближайший пляж по нашей легенде - пляж Яз. Пляж достаточно большой и при этом рядом с ним нет слишком крупных туристических поселений, самый ближний населенный пункт - Будва. Покрытие пляжа - крупная галька, есть вся туристическая инфраструктура и платная парковка.

Едем дальше, а дальше пляж Трштено. Пожалуй это лучший песчаный пляж возле Будвы, он совсем небольшой так что может быть переполнен. Пляж Трштено отлично подойдет для автотуристов с детками, вход в воду пологий, пляж расположен в укрытой бухте, а это значит отсутствие сильных волн. Покрытие пляжа - песок, есть вся туристическая инфраструктура и переполненная бесплатная парковка.

Ваше автопутешествие будет не полным, если вы не побываете в Национальном парке Ловчен и не полюбуетесь видами на которскую гавань с высоты птичьего полета. Маршрут этого дня не очень продолжительный (не более 130 километров), но из-за сложности ландшафта (горы и холмы), ехать придется с особой осторожностью.

Карта маршрута в Национальный парк Ловчен

Протяженность маршрута: 122 километра.

Общее время на прохождение маршрута: целый световой день.

Автомобильный маршрут в Национальный парк Ловчен:

  1. Будва - крепость Космач: 16 км;
  2. крепость Космач - Цетинский монастырь: 16 км;
  3. Цетинский монастырь - Цетинье: 2 км;
  4. Цетинье - мавзолей Негоша: 20 км;
  5. мавзолей Негоша - село Негуши: 14 км;
  6. село Негуши - серпантин в Котор: 16 км;
  7. серпантин в Котор - крепость Гораджа: 6 км;
  8. крепость Гораджа - Котор: 9 км;
  9. Котор - Будва: 23 км.

Крепость Космач

Выезжаем из Будвы и двигаемся в сторону Цетинье, на пути можно посетить австрийскую крепость Космач (постройка 1841-50 годов). Для любителей исследовать фортификационные сооружения, крепость Космач подойдет идеально, она хорошо сохранилась и в то же время имеет боевые шрамы.

Добраться до крепости не так уж и сложно, как это может показаться изначально. Мы едем из Будвы в Цетине, после затяжного подъема (над побережьем) дорога начнет уходить левее в горы, въезжаем в село Браичи (тут можно припарковать машину и до форта дойти пешком). Сбавляем скорость и ищем небольшой туристический указатель (поворот направо указатель коричневого цвета), сворачиваем и едем по узкой дороге (покрытие асфальт, но дорога так себе).

Проехав поселок дорога становиться ещё хуже, да к тому же раздваивается, нам нужна та что идет на право с сильным уклоном (больше похожа на тропу). Дальше ехать не стоит, паркуемся и идем пешком (не более 5 минут), припарковаться можно и на магистрали у селения Браичи, тогда пешком не более 15 минут.

Цетинье

Далее едем в Цетинский монастырь. Про Цетинский монастырь писать много не буду, никаких сложностей с его посещением возникнуть не может, слишком туристическое место. Грех быть в Цетинье и не погулять по городу, ведь это бывшая столица Черногории. Обязательно посетите главную улицу города и загляните в какой-нибудь музей. Собственно, вся жизнь в городе протекает на этой улице, тут и рестораны, и магазинчики, а рядом все достопримечательности.

Национальный парк Ловчен

Из Цетинье едем в Национальный парк Ловчен, въезд платный, плата взимается с машины. В самом Нац. парке есть несколько дорог и не так важно по какой из них вы проедете. При наличии времени стоит объехать Наиональный парк Ловчен по кругу и полюбоваться видами.

Следует быть внимательным с навигаторами и прочими гугл картами, они в этой местности могут врать. Обратите внимание на скан карты к этой части поста, на ней гугл мапс (по непонятной причине) не дал мне проложить прямой путь из Ловчена в Котор (по знаменитому которскому серпантину), настойчиво направляя ехать в объезд через Цетинье.

У мавзолея Негоша оставляем машину и топаем вверх по ступенькам, ступенек очень много, но и виды открываются красивые. Вход в мавзолей платный, но если вы не большой фанат Негоша, то во внутрь можно и не ходить.

Следующим обязательным пунктом нашей автомобильной экскурсии по Национальному парку Ловчен будет село Негуши (созвучно с Негошем, но это разные вещи:)). Село Негуши знаменито своим пшрутом (вяленным мясом), говорят что именно в этом месте продукты самые лучшие. Тут я ничего комментировать не буду, сами выбирайте, место очень туристическое и входит в состав групповых экскурсий по Ловчену.

Которский серпантин

Закупились у местного населения вином, сыром, пшрутом, пообедали и поехали в сторону Котора. Но торопиться не стоит, а стоит внимательно выбрать место для селфи на фоне которской бухты, лучшие фотки получаются с которского серпантина, хотя там много мест с хорошими видами.

Спуск в Котор не настолько страшный как его описывают, да тут очень узкие дороги, да тут крутые повороты, так называемые «шпильки» (поворот на 180 градусов), но со встречкой разъехаться можно. Есть две основные опасности этого серпантина, потрясающие виды и монотонность дороги. Будьте внимательны.

Если вы хотите посетить ещё одну крепость и на улице ещё светло, то сверните в сторону (смотрите на карте) и совсем рядом будет крепость Гораджа. Сохранность у этого оборонительного сооружения отличная, подъезд на машине хороший, вход бесплатный.

Вечерний Котор

Последняя точка нашей сегодняшней экскурсии - это вечерний Котор, не поленитесь и загляните в город, вечером он особенно очарователен, нет толп туристов, зато есть уютные кафе, маленькие рестораны в Старом городе и огромное количество которских кошек, которые по вечерам тоже любят гулять по своему родному городу.

Вот и завершился очередной увлекательный день (отпуск) в Черногории, благодаря автомобилю мы провели его интересно и динамично. Возвращаемся в Будву и вспоминаем этот день, этот отпуск, эту замечательную, приветливую Черногорию...

Ни гвоздя вам, ни жезла.

Фотографии к посту принадлежат: Nick Savchenko / flickr.com / Лицензия CC BY-NC-ND 2.0.

Откуда: Россия, г. Санкт-Петербург.
Куда: Черногория, г. Будва.
Расстояние: 3 300 км.
Маршрут по странам: Россия, Белоруссия, Польша, Словакия, Венгрия, Сербия, Босния и Герцеговина, Черногория.
Автомобиль: Peugeot 308 1.6 MT Premium.
Экипаж: 3 человека.
Планируемое время: 8 дней на дорогу (туда и обратно), 10 дней — отдых в Черногории.

На машине в Черногорию. Подготовка

Шенгенскую транзитную визу (25 евро) оформляли в посольстве Польши, т.к. из всех стран только Польша, Словакия и Венгрия входят в Шенгенскую зону (в остальные страны для граждан России виза не нужна). В Польском посольстве Вас попросят написать «сочинение» (на русском языке), почему Вы едете именно через Польшу и маршрут поездки по странам.

Также необходимо иметь документ, подтверждающий наличие забронированного жилья в Черногории. В нашем случае это был ваучер на бронь 2-х комнатных апартаментов в г. Будва. Нашли и забронировали через Интернет (искать лучше на профильных форумах). За 2-х комнатные апартаменты в 10 минутах пешком от моря мы заплатили 25000 рублей на троих. После оплаты, ваучер присылают по электронной почте.

Промежуточные ночёвки были исключительно спонтанными. Нигде заранее ничего не бронировалось.

В любой страховой необходимо будет оформить «Зеленую карту» — страховку (аналог нашего полиса ОСАГО) для свободного проезда по всем странам следования.

Про деньги

Держите хороший запас денег на кредитных карточках, так как евро — официальная денежная валюта только в самой Черногории, в остальных странах деньги свои.

Наличные евро берите мелкими купюрами. Бумажку в 100 евро разменяете только в банке.

В Белоруссии на некоторых заправках (в частности заправках «Лукойл») принимаются российские рубли, но не везде.

Про навигацию

Нам указывали путь навигатор Tibo A1000 с дополнительно установленными картами Восточной Европы (кроме Сербии), две раскладных бумажных карты и атлас автомобильных дорог Европы.

Внимание! Строго соблюдайте скоростной режим! Даже если автомобили с местными номерами будут на него активно плевать, обязательно включайте ближний свет фар в любое время суток и не включайте противотуманные фары без надобности!

На машине в Черногорию. Поездка

Старт в 10.00 из Санкт-Петербурга по Пулковскому шоссе через г. Псков на Белоруссию. В Псковской области дороги оставляют желать лучшего, будьте внимательны и строго соблюдайте правила дорожного движения. Сотрудники ДПС встречаются очень часто и в самых разных местах. Проезжаете г. Псков, г. Остров, и г. Опочка. Далее возможны две дороги: через г. Пустошка на г. Невель и, далее через границу в пос. Юховичи на г. Витебск, или через населённый пункт Себеж, далее через границу на г. Полоцк. Дорога во втором случае короче на 100 км, но необходимо будет оплатить проезд через Себежский заповедник (от 250 рублей, в зависимости от типа авто). Проезд через Российско-Белорусскую границу свободный.

Белоруссия. Братская республика отличается, прежде всего, ухоженными трассами. Дороги везде ровные, валяющегося по обочинам мусора вы не увидите нигде, регулярно встречаются уютные места для отдыха. Но есть два предостережения. Во-первых, въезжайте в Белоруссию с полным баком бензина. Заправочные станции по трассе будут встречаться нечасто, и стоимость бензина резко отличается от российского в большую сторону (цена за литр 95-го составляла около 35 российских рублей, а сейчас и того больше). Во-вторых, сотрудников ГИБДД по трассе практически нет (только на подъезде к крупным населенным пунктам), однако не теряйте бдительность: превышение скорости более чем на 20 км/ч — лишение прав! «Договориться» с местными представителями власти можно, но сложно.

Следующий город — столица Белоруссии, город Минск. Прекрасный город, излучающий теплоту и доброту. Если будет время, обязательно задержитесь в нём, погуляйте по Троицкому предместью или в парке Комсомольского озера.

После г. Минска дорога лежит на г. Брест, к Белорусско-Польской границе. Трасса «Минск-Брест» — по сути, платный автобан. Но плата мизерная, а дорога отличная. Именно на этом отрезке пути мы не смогли удержаться от соблазна и «завалили» спидометр нашей 308-ой…

С точки зрения отдыха, у нас было преимущество. В Витебской области у меня есть родственники, которые приютили нас на ночлег. Но в Витебске, Минске или Бресте найти недорогую гостиницу проблем не составит (в том числе и через Интернет), да и по трассе периодически встречаются придорожные мотели.

Расстояния (от Санкт-Петербурга):
До Витебска - 670 км.
До Минска - 800 км.
До Бреста - 1140 км.


Старт из Витебской области в 9.00. Где-то в обед подъехали к Белорусско-Польской границе. Очередь машин в 20-25, простояли часа три, документы оформили минут за двадцать. В начале пятого въехали в Польшу.

После пересечения польской границы наша дорога вела через г. Люблин в г. Жешув, и далее к границе со Словакией. Дороги в Польше хорошие, но узкие. Трасс как таковых нет, через каждые 5-10 км обязательно встретиться деревушка. Везде всё чисто и аккуратно. Ехали достаточно долго, по правилам: в населённых пунктах — 50 км/ч, вне — 80-90 км/ч. Одной из особенностей дорог является их гладкость. В Польше исчез звук от шин, разговаривать в машине на скорости 90 км/ч можно было шепотом.

Польский — очень забавный язык, большое количество ласкательных суффиксов и звуков «ша» предают ему неповторимый оттенок. Русский язык все понимают, да и польский, в общем, понятен, поэтому с аборигенами мы общались без особых проблем.

Стоит обратить внимание, что в Польше всё работает до 19.00-20.00 часов. Позже всё «вымирает», работают только заправки. На протяжении всего пути в Польше регулярно встречались отели и мотели. Но ночевать было решено в Словакии, чтобы утро начать в новой стране — это было ошибкой!

Польско-Словацкая граница представляет собой… Fiat Uno 80-х годов выпуска, с двумя пограничниками и амбарной книгой. В неё нас записали и с Богом отправили дальше. Необходимо было подыскать место для ночлега. Это оказалось нелегко. Ночевать в Словакии негде: по дороге нет ни мотелей, ни отелей — только в крупных городах. Волей случая, в ближайшем после границы населенном пункте заговорили с молодым человеком лет 20-ти, который предложил переночевать у него за 30 евро. Делать нечего — согласились! Около 2-х часов ночи подъехали к симпатичному двухэтажному дому. Дверь открыла заспанная мама гостеприимного незнакомца. Парень объяснил ей кто мы и зачем пришли. Женщина проводила нас в гостевую комнату, сонный папа принёс нам подушки и одеяла, показали, где ванная и туалет. В общем, (не за дорого) оказали радушный приём совершенно незнакомым людям. Вот оно — славянское братство! Русский язык понимают, но очень плохо, объяснялись с применением английского и «пальцев».


Двинулись в сторону Венгрии через г. Прешов и г. Кошице. Словакия, мягко говоря, страна небогатая. Смотреть по дороге особо не на что. Почти всю дорогу кукурузные поля. Дороги в Словакии неплохие, но регулярно встречались и разбитые участки асфальта. Машинвстречалось мало, поэтому уже к 13.00 мы подъезжали к Словацко-Венгерской границе.

Расстояние :
от Бреста до Кошице - 550 км.

Границы между Словакией и Венгрией нет вообще, только брошенный таможенный терминал, который никто не охраняет. То, что Венгрия — страна с более развитой чем Словакия экономикой, видно сразу. Хорошие широкие дороги с асфальтированными обочинами, в большинстве своём ровные. Регулярно встречаются современные заправочные станции, в которых есть даже душевая комната! Трассы достаточно загруженные, но местные водители едут по ним потоком, со скоростью 120-140 км/ч. Движение в таком режиме позволило нам проехать Венгрию очень быстро, без боязни попасться полиции. Благо, что местные водители предупреждают о засадах так же, как и в России. Стоит обратить внимание на особенности обгона в Венгрии. Водитель автомобиля, который решил совершить обгон, включает «аварийку» и смело выезжает на встречную полосу. Автомобиль, который двигается по встречной полосе, перестраивается на обочину, пропуская обгоняющего.

Маршрут по Венгрии выглядел следующим образом: через г. Мишкольц на г. Будапешт, далее по трассе «Е-75» через г. Кечкемет на г. Сегед, и затем, через Сербскую границу в г. Суботица.

В Будапеште хотели задержаться чуть подольше. Проехали через центр города, но ничего особо интересного не увидели, а искать времени не было. Венгры ни на английском, ни на франзуском, ни тем более на русском языке не говорят. Общались «на пальцах»

Расстояние :
от Кошице до Субботицы - 480 км.

На всём протяжении пути через Польшу, Словакию и Венгрию регулярно встречаются указатели. Ориентироваться на трассе просто. В городах и населённых пунктах очень выручает навигатор, подсказывая нужный поворот или съезд.

Однако в наш электронный путеводитель по непонятным причинам не установилась карта Сербии. И, надо сказать, что именно дорога по Сербии оставила у нас больше всего впечатлений, причем, как и позитивных так и негативных.

Про бензин

Бензин в Восточной Европе дорогой. Разброс цен (в пересчете) от 1,35 до 1,55 евро за литр 95-го. Некоторые заправочные станции сбивали нас с толку от количества видов топлива: одного 95-го встречалось по 4 вида.

Венгерско-Сербская граница представляет собой стандартный таможенный терминал. На границе свободно. Посмотрели ваучер и водительское удостоверение, поставили штампы в паспорта и пропустили. Дорога в Сербии продолжала радовать нас своим качеством: ровная и свободная. После г. Суботица шоссе вело нас к населенному пункту Нови-Сад. Далее есть возможность поехать двумя путями. Первый: не сворачивая с трассы «Е-75» ехать прямо до Белграда, и далее по шоссе «Е-763» до границы с Черногорией. Второй путь более сложный, через Боснию и Герцеговину: от г. Нови-Сад съехать на дорогу №21, пересечь шоссе «Е-70» и двигаться на г. Шабац. Дальше необходимо попасть на дорогу №19 и ехать на запад, через населённые пункты Дуваниште, Лешница, Баня-Ковиляча, и далее вдоль реки Дрины до пограничного переезда через мост в г. Зворнике. В России нам советовали ехать через Боснию и Герциговину. Но, посмотрев на сложность маршрута, и, польстившись качеством шоссе до г. Нови-Сад, мы решили ехать через Белград — это была вторая ошибка! Дело в том, что дорога после Белграда до самого побережья Адриатического моря — это дорога через горы, в то время как путь через Боснию и Герцеговину — в объезд. Но об этом далее.

Сам Белград до сих пор представляет собой большую стройку, видны следы военных событий 1999 года, на улицах много мусора, указателей в городе практически нет (напомню, что карта Сербии в нашем навигаторе отсутствовала). Зато дороги везде идеально ровные. Кое-как мы нашли выезд из города на нужное шоссе Е-763. Темнело. Следующим ориентиром служил г. Чачак. По пути в этот населённый пункт у нас случилась первая встреча с полицией. Нас оштрафовали за включенные противотуманные фары (в пересчете) на 40 евро. Сначала полицейский брать штраф в евро отказывался, но, поняв, что других денег у нас просто нет — отвёл в сторонку, положил деньги в карман и, улыбнувшись, отпустил. Когда стемнело совсем, мы начали въезжать в горный район. Стало закладывать уши. Указатель забортной температуры с +23 опустился до +3 градусов Цельсия.

После г. Чачак дорога лежит в г. Ужице и далее в пос. Приеполе к Сербско-Черногорской границе. Отъехав от Сербской столицы 150 км, мы поняли, что в горах ночевать будет негде. Встречавшиеся горные поселения представляли собой плачевное зрелище. Именно в этот момент, нашим экипажем было принято мужественное решение ехать до конечного пункта назначения без остановок!

По горному серпантину мы ехали впервые. Испытали всю гамму чувств от дороги. Прежде всего, от красоты и монументальности скал и обрывов в лунном освещении. Отбойники над обрывами встречались раз в сто метров, на каждом третьем повороте лежали венки и цветы. От впрыснутого в кровь адреналина сон прошёл сам собой, концентрация стопроцентная. При скорости 60 км/ч в закрытых поворотах нас ещё умудрялись обгонять туристические автобусы! На границу с Черногорией приехали поздно ночью.

Расстояние :
От Суботицы до границы с Черногорией - около 550 км.

На границе с Черногорией, кроме стандартных паспортных процедур, нас попросили оплатить экологический сбор (15 евро) за проезд по заповеднику. Выдали наклейку, которую необходимо было наклеить на лобовое стекло. Горная дорога Черногории ничем особо не отличалась от сербской — всё тот же серпантин, только уже направленный на спуск. На подъезде к г. Подгорица дорога начала выпрямляться. Бензин в Черногории самый дешевый из всех восточноевропейских стран — 1,22 евро за литр 95-го. На рассвете, около 6 часов утра мы проехали г. Цетине — последний ориентир перед конечной точкой маршрута. А когда солнце полностью поднялось из-за горизонта, мы увидели лазурное побережье Адриатического моря и основной центр туристической жизни Черногории — город-крепость Будва.

Расстояние :
От Сербско-Черногорской границы до г. Будва - около 550 км.

Для описания достопримечательностей Черногории потребуется отдельная статья, так что оставим это на будущее. Скажу лишь, что эта страна заслуживает того, чтобы в ней хоть раз побывать.

…про обратный путь

Обратим Ваше внимание на одном дне из путешествия в обратном направлении. Мы решили ехать через Боснию и Герцеговину. Возвращались также, до г. Подгорица, только потом следует ехать на г. Никшич и, далее через пос. Плужине к границе по шоссе «Е-762». Никаких проблем на границе не возникло, все документы оформлялись быстро и чётко. Решено было посетить столицу — г. Сараево.

Центр этого города немного напоминает архитектурой родной Санкт-Петербург, особенно в районе набережной реки Миляцки. После посещения столицы нам необходимо было попасть на Боснийско-Сербскую границу в районе г. Зворник. Дорога туда лежит через населённый пункт Власеница и, далее на северо-восток к реке Дрине. До пограничного моста дорога проходит вдоль этой реки, ну а дальше, переехав мост, вы возвращаетесь в Сербию. Сравнив два маршрута на собственном опыте, мы однозначно решили, что более длинный путь через Боснию и Герцеговину оправдан. Горных дорог значительно меньше, крутизна серпантинов более плавная, а значит и средняя скорость выше. Также упал средний расход топлива, который в горах достигал 13 литров на сотню из-за постоянного включения пониженных передач, вплоть до первой.

В Боснии и Герцеговине, на шоссе посреди леса нас второй раз остановила полиция за превышение скорости на 20 км/ч. В пересчёте с местной валюты на евро штраф составил 20 «европейских единиц». Брать в евро также отказались и отпустили так.

…А вот проезжая Польшу на обратном пути, мы превысили скорость аж на 60 км/ч, не заметив знака «Населённый пункт». После 15-ти минутного разговора в машине, отделались «неофициальным штрафом» в 100 евро (официальный был 200 евро). Так что не только наши стражи закона не гнушаются дополнительным заработком…

На машине в Черногорию: итоги

Туда и обратно — 7 126 км за 8 дней. Поездка дала массу впечатлений. Но, обратим Ваше внимание на то, что целью был именно отдых в Черногории, поэтому в большинстве интересных мест по пути следования останавливаться мы не стали, чтобы не терять времени. Водительская и физическая подготовка должна быть на хорошем уровне. Затраты на топливо составили около 1300 евро на троих. Никаких криминальных происшествий за всю дорогу не было. За свою жизнь, здоровье и имущество ни разу волноваться не пришлось.

С точки зрения экономической целесообразности, разницы между путёвкой с билетом на самолет и самостоятельной поездкой на машине нет. Но если вы готовы к приключениям, хотите своими глазами увидеть, как живут люди в других странах, обогатить своё мировоззрение — смело отправляйтесь в путь. Это очень интересно!

Каждый турист-новичок задает мне один и тот же вопрос - Что первым делом стоит увидеть в Черногории?
Я всегда отвечаю - Бока Которский залив . Причины:

1 - Невероятно красивое сочетание гор и синего залива.

2 - Свежие морепродукты

3. Архитектура из Венецианской эпохи

4. Возможность коротких походов в горы, прогулок на катере, яхте.

Где арендовать авто в Будве, Которе, Тивате или Херцег-Нови? Советую воспользоваться сервисом MyRentaCar или же обратитесь к ребятам из котора - balkanets.com

Я попытась коротко дать рекомендации по маршруту с ссылками на старые посты:
Тиват - Котор - Прчань - Столив - паром Лепетане Каменари - Херцег-Нови - Рисан - Пераст
Маршрут на карте . Посмотреть все за 1 день может и не удасться. Тогда разобьете на 2 дня.


ТИВАТ
Утро я советую начать с яхт-марины Порто Монтенегро . Неспешная прогулка вдоль роскошных лодок даст правильный заряд на весь день. Если захочется познать историю Тиватского залива - отправляйтесь в Музей Морского наследия и в подводную лодку "Герой" ()

Проходя мимо 5-звездочного отеля Regent , можно сделать шикарные фото для Инстаграма.

Мой обязательный ритуал - латте в ресторане Al Posto Giusto . Прекрасная европейская кухня, есть легкие супы, салаты, пицца и горячий яблочный штрудель с двумя шариками ванильного мороженого! Также рядом нравится ливанский ресторан , в нем лучше останавливаться на обед, либо закажите кофе по-ливански в джезве и с кардамоном, принесут с восточными сладостями.

Набережная Порто Монтенегро плавно перетекает в набережную Тивата - Pine . Тут круглый год дядька торгует вареной кукурузой и сладкой ватой, иногда я включаю в себе ребенка и покупаю! А еще на днях вернулся в Тиват старый парусник "Ядран", на нем ходил сам Тито!

КОТОР

Если вы попали в старый Котор одновременно с парочкой лайнеров, то вам захочется спрятаться как страус подальше от многотысячной толпы.

И тут есть чудесная тропа вдоль города, можно подняться в трех местах у бастионов. Самая легкая и понятная лестница - у отеля Cattaro и дискотеки Maximus (на карте). Второй вход - у Летнего театрау Речных ворот - . Третья лестница находится у Южных ворот Гурдича - . Тропа бесплатная, народа - единицы, виды - шикарные!

Будете заглядывать в окна домов обычных жителей, а не в рестораны... фоткать рыжие крыши.
Есть у меня пару исторических очерков о Которе - и .

ПРЧАНЬ

Мы припарковали арендованную Шкоду у маяка, чтобы прогуляться у любимого храма Богородицы .

Ах, какой домик и глициния! Все читатели моего блога знают, что Прчань для меня - № 1 в бухте.

О храме Богородицы и городке читайте

Еще 500 м вперед, и мы тормозим у рыбного ресторана "Бокешки гушти"
Удивительно - будний апрельский день, а два ряда столов заняты

Позади виднеется брошенный санаторий. За это я и люблю Прчань - старинная архитектура + тишина

Заказываем жаренные кальмары, пиво и зеленый салат

Если будет много времени, просто погуляйте по набережной, либо заберитесь к

За Прчанью следует городок Столив . Вроде ничего примечательного, но летом тут работает отличное пляжное кафе и гальку новую завозят, советую! Из легких походов в гору рекомендую забраться в заброшенную деревню , виды от церкви Святого Ильи шикарные, подъем вверх займет минут 20

Люди в Столиве в середине апреля уже принимали солнечные ванны! В бухте пляжи с инвентарем все бесплатные, лежаки обычно стоят напротив мини-отелей или у кафе.

ПРОЛИВ ВЕРИГЕ - самая узкая часть Которской бухты. Отсюда видны два острова - Богородицы на рифе и Святого Георгия

Вид оттуда на соседний г. Игало. Там можете посетить виллу Тито, экскурсии есть на русском, 3 евро, вся

В центре старого города по сей день развивается российский флаг!

Самый зеленый и цветочный город у моря - это однозначно Херцег-Нови

Что посмотреть в старом городе и окрестностях .

Мы же припарковали авто чуть выше набережной, спустились к Морской крепости и пошли гулять вдоль моря

На фото - туннель, где в 20 веке ходил поезд в сторону Дубровника. А в море находятся остатки Венецианской Цитадели, они там со времен землетрясения 1979 г

Херцег-Нови - это смесь югославской архитектуры, старинных крепостей и ярких домиков, в отличие от серого и грозного Котора. Если вы видели центр города в прошлые поездки, то поднимитесь на авто на границе двух стран или в деревню .

МОРИНЬ

Этот городок известен рестораном "Чатовича Млини". Но я туда редко наведываюсь, уж очень пафосно и дорого, хоть и живописно. Советую летом делать паузу в кафе Tramontana , там еще пляж отличный с бесплатными лежаками. Мы же в Морине притормозили на 5 минут, чтобы посидеть на лавочке с видом на залив

РИСАН
Этот город обычно туристы пропускают, а вы только взгляните на улочку, вымощенную из речной гальки! Она самая старая в Рисане, поговаривают о 12 веке постройки. Уходит ввысь от рынка. Когда-то на ней торговали солью, отчего называли Габела (с итал. - акцизный сбор на соль). По бокам улицы расположилось три десятка дворцов, почти все заброшены. В отличие от Котора, Будвы и Пераста, этот город попал на два столетия под Османскую власть.

Пройдя 50 м по Габеле, справа увидите арку, пройдите до заброшенного дворца Ивеличей - фамилии, известной в Российской империи, многие были генералами, капитанами. Самый известный - Марко Ивелич пришел на службу к графу Орлову, стал сенатором России.

Дворец заброшенный, вроде как хотели забрать польские археологи и восстановить, но пока не судьба... Рядом обратила внимание на двери в соседний дом, якорь говорит о присутствии моряка

Что еще посмотреть в Рисане? В центре стоит православная церковь Св. Петра и Павла. Ее строили почти 2 столетия, последний архитектор итальянец погиб в храме, на него обрушилась часть свода. Иконостас заказывали в России, в городе Козлове, а оклады для икон делали венецианские мастера.

Прогулявшись еще пару минут, вы попадете к Римским мозаикам 2 века н.э. Вход - 3 евро, дают брошурку на русском о достопримечательности. Римские мозаики и развалины были открыты в 1930 году, это бывшая вилла знатного горожанина. Сейчас выставлено 5 мозаик, на реставрации еще 2. Прочла в новостях, что скоро будет позволено делать венчания на римских мозаиках. Получить дополнительную информацию можно тут - [email protected]

В Рисане есть пляж, правда, вторую половину лета он цветет...

У церкви Св. Николая в центре города (1 евро), чтоб увидеть крыши города
- Посетить музей города и найти картину, как капитан Марко Мартинович обучал морским наукам русских бояр, присланных Петром I. История говорит, что из 17 человек никто в море работать не стал, но это явно побудило батюшку-царя на создание собственной Морской школы, на подобии венецианских или голландских.
- Погулять по лестницам поперек города, можно забраться к православной церкви, там красивые виды

В музее Пераста несколько этажей и комнат - одежда моряков, оружие, медали и грамоты, предметы интерьера дворцов.
Вход - 2,5 евро. Мне экспозиция понравилась. Но для начала советую прочесть книгу "Второй арап Петра великого" Дмитрия Чегодаева , чтобы познакомиться с историческими персонажами и событиями
здесь .

Если вы присмотритесь к рукописям - они сделаны на итальянском языке, 5 веков при Венецианском и Австрийском правлении в Которской бухте официальным языком был итальянский. Как они сохранили сегодня сербский - вопрос... То ли "спасибо" родителям, то ли из-за миграции людей. Мне сказали в музее, что все 12 знатных семей Пераста не оставили в 21 веке потомков, их дворцы то ли брошены, то ли проданы другим людям. В последствии с гор к морю спустились черногорцы и герцеговинцы, привнеся сербский язык

Вот этот макет дворца епископа можете увидеть в натуральную величину, даже пробраться через забор сможете:)

Маршрут по Которской бухте можно смело разбить на 2 дня, а в пик летнего сезона лучше выезжать после обеда, чтобы не было пробок у Котора и ушли круизные лайнеры с десятком тысяч людей

Закончу пост красочной фотографией из Пераста. Мне кажется, что весь Бока-Которский залив создан для Инстаграма и творческих людей. Желаю вам прияных путешествий по бухте, это будет любовь с первого взгляда!

Похожие статьи