Парагильмен - денежная гора. Поход на парагильмен Конные прогулки по склонам Парагильмена

20.04.2024

Крым, г. Парагильмен

Техническое описание маршрутов на г. Парагильмен. Фотоотчет прохождения двух маршрутов в апреле 2010 года прилагается к описанию.

Описаны маршруты:

«По левому ребру»
«По правому ребру»
«Тройка через камин» 3А
«По центру стены» 3Б (4А)

Маршрут «По левому ребру» 2А

Начало маршрута

Маршрут начинается из кулуара, между основной стеной, и гребнем, по которому проходит «единичка». От верхней дороги, подойти по тропе в кулуар, начало – с полочки, метрах в 10-ти ниже дерева, растущего на левой стороне контрфорса.

0-1 Несложным лазанием, вверх вправо к дереву, от него продолжать вправо вверх, выйти на контрфорс, рельеф богатый, блочного типа. Далее вверх станция на полочке, есть 2 шлямбура. 40 м III

1-2 Вверх по щели, затем по крутому внутреннему углу, после него через небольшую стенку, и по простому рельефу, выйти на хорошую полку, здесь станция, есть шлямбура. Это ключевая веревка. 30 м (III, 10м IV)

2-3 Этот участок можно идти 2-мя вариантами – 1й (более сложный)вариант от станции вверх, под небольшой карниз, он обходится справа, дальше вверх по внутреннему углу. В верхней части, выйти из угла влево, и выйти на полочку. Станция на шлямбуре + свое. 30 м (III, 5 м IV).

2-й вариант: от станции влево вверх, перейти во внутренний угол, по углу выйти на выполаживание, здесь вправо вверх, к станции. 35 м (III+)

3-4 От станции вверх, по контрфорсу, лазание несложное, крупноблочное. Станция на полочке, есть шлямбур. 45 м (II-III)
4-5 Вверх по контрфорсу, выйти на вершину «лопаты» Станция на дереве. 50 м (II+)
5-6 По горизонтальному гребню, несложное лазание, выйти на яйлу. 70 м (I-II)

Красивый маршрут. Для прохождения нужна веревка 50м, петли, френды, стоппера большие и средние.

Прохождение маршрута.

2 связки: (Александр Лавриненко — г.Одесса, Татьяна Сенченко — г.Киев), (Максим Колодяжный — г.Николаев, Юрий Собецкий — г.Полтава)

Парагильмен (панорама)

Первая веревка

Часто встречающиеся на маршрутах деревянные клинья раньше использовали для страховки

Выход на простой гребень

Крайняя веревка. Выход на простой гребень

Маршрут «По правому ребру» 2Б

Маршрут проходит по правому ребру стены, не выходя на стену. К сожалению, на фотографии почти не виден. Можно начинать маршрут прямо по ребру, можно слева от ребра, по системе щелей и внутренних углов, так немного сложнее и короче, метров на 20,можно справа от ребра из кулуара. В описании приведено левое начало маршрута.

0-1 Вверх по простым скалам, в направлении внутреннего угла, далее по углу. В верхней части угла лазание становится сложнее. Станция на полочке перед крутой стенкой. Есть шлямбур и крючья. 43м (III, 5м IV)

1-2 Ключевая веревка . Вверх по расщелине войти во внутренний угол. Угол выбрасывает, лазание сложное. Обойдя нависание справа, вверх по внутреннему углу. Станция на полочке. Есть шлямбур и крючья. 30м IV (5м V)

2-3 По внутреннему углу вверх, забирая правее, выйти на полочку с нее вверх, под основание камина. Станция на шлямбуре и крючьях. 45 м (III- IV)

3-4 Вверх по камину 10м, на полочку. Следующий камин обойти справа, по системе щелей, и двигаться в направлении полусухого дерева. Дерево обойти слева, и вверх, по расщелине, затем по углу, выйти на вершину «Лопаты». Станция на своем, рельеф богатый. 50м (III, 10м IV+)

4-5 От вершины «Лопаты», по горизонтальному гребню выйти на яйлу 70 м (I-II)

Красивый маршрут, несколько сложноват для двойки, но проще, чем парагильменские тройки.

(Фото прохождения маршрута нет)

Маршрут «Тройка через камин» 3А

Под гору с верхней дороги подводит маркированная тропа, которая заканчивается в районе левой двойки. Не доходя до скалы, траверсировать вправо, метров 100, затем по простым скалам выйти на травянистые полки под стеной.

Начало маршрута – внутренний угол.

0-1 Начинать справа от угла, по пологой плите, затем влево, в угол, и по системе внутренних углов вверх. Станция на полочке. Есть шлямбур и крюк. 35м 5в

1-2 От станции вверх, по правой стенке угла, не доходя до карниза, переход влево, в белый внутренний угол. По углу вверх, выйти под нависающую стенку. Здесь удобно сделать станцию. 25 м 6а

2-3 Дальше есть 2 варианта: 1) От станции траверс вправо, 5-7 м, войти в камин, дальше по камину вверх, пробку обойти по левой стенке, затем снова по камину, выйти на полку с деревом. 45 м 5с/6а
2) От станции прямо вверх, по нависающей щели, 10м, затем войти в камин, далее как в предыдущем варианте. (6а+)

3-4 От дерева вверх, по скалам средней трудности, выйти на вершину «лопаты» 60 м 3-4.

4-5 По гребню, местами, острому, сначала немного приспустится, затем вверх, через небольшую стенку, далее по гребню, выйти на яйлу. 70м 2-3

На протяжении всего маршрута встречаются старые крючья и шлямбура.

Необходимое снаряжение – закладки, средние френды.
Среднее время прохождения – 3-4 часа.

Маршрут «По центру стены» 3Б (4А) (голубая линия на фото)

Маршрут проходит по углам центра стены, забирая вправо в верхней трети, выводит на вершину «Лопаты». Маршрут значительно сложнее классической тройки. Начинается там же, но после первого угла, не уходит левее, а идет по системе внутренних углов, в направлении карниза с белым пятном под ним.

0-1 По пологим скалам влево вверх войти во внутренний угол, дальше по углу под узкий камин.
Камин обойти траверсом вправо, затем вверх и вернуться влево, в систему углов. (можно и прямо через камин, но значительно сложнее.) Дальше по углу, станция на полочке. Есть шлямбур и крючья. 43м IV (10м V)

1-2 Ключевая веревка. Вверх по параллельным щелям, под нависающую глыбу, обойти ее слева, щели широкие, желательно иметь несколько френдов или гекс 6-10см (камалоты 2, 3). Дальше вверх по более простым скалам, под карниз, встречаются старые шлямбура. Карниз пробит старыми крючьями через метр, но за карнизом надо лезть. Крутая щель выводит на полочку.
Здесь станция, есть 2 крюка. 30 м (V+А1)

2-3 От станции вправо вверх, по расщелине, страховка организуется легко, лазание местами сложное, выйти на полочку. Станция. Есть шлямбур и крюк. 35м (IV-V)

3-4 От станции 5м вправо, и, по щели, затем по внутреннему углу, выйти на верх «лопаты»
Станция на дереве. 50 м III- IV

4-5 От вершины «Лопаты», по горизонтальному гребню выйти на яйлу 70м (I-II)

Маршрут напряженный, требуются крючья, большие и средние камы. Станции надо усиливать своим «железом».

Прохождение обеих маршрутов.

2 связки параллельно:

(Александр Лавриненко — г.Одесса, Татьяна Сенченко — г.Киев) — «По центру стены» 3Б (4А)

(Максим Колодяжный — г.Николаев, Юрий Собецкий — г.Полтава) — «Тройка через камин» 3А

«Тройка через камин» 3А по широкой щели (слева)
«По центру стены» 3Б (4А) — правее

По щели, правее нашлепки — начало маршрута «Тройка через камин» 3А

Маршрута «Тройка через камин» 3А — прохождение слева;
Маршрут «По центру стены» 3Б (4А) — прохождение справа

Постскриптум.

Личные впечатления участников восхождения:

Максим: «Впечатление от пройденной тройки хорошее — сильный маршрут, я бы сказал, даже сложнее многих крымских троек.»

Юра: «Понравился маршрут, но было иногда очень напряженное состояние.»

Татьяна: «В моем списке восхождений числится около десяти пройденных крымских пятерок, но эта тройка (3Б/4А) мне показалась сложнее некоторых пятерок, которые я ходила раньше.»

Перепечатка статьи на другие ресурсы запрещена!

Парагильмен  - это один из самых больших яйлинских отторженцев Южнобережья (857 м ). Название горы происходит от греческого «парагиноме» - «выходить за пределы чего-то».

Гора хорошо видна с троллейбусной трассы на фоне Бабуган-яйлы в районе посёлка Малый Маяк. Со стороны моря она похожа на большую трапецию; у нее крутые, до 60–80° склоны и уплощенная вершина, вытянутая с юга на север почти на полкилометра.

Сложена гора верхнеюрскими мраморизованными известняками (местами конгломератами), что и роднит её с яйлинским массивом Бабуган-яйлы (с высшей точкой Крыма  - горой Роман-кош , 1545 м ), от которого и отторглась, переместившись вниз по склону в четвертичное время. На небольшом пространстве горы Парагильмен можно, как в естественно-экологическом музее, увидеть и понять картину формирования различных форм рельефа: скалы, карстовые образования, унаследованные от яйлы, глубокие расщелины и россыпи галек из прослоек природного бетона - конгломерата.

Южные склоны Парагильмена скалистые, подобны альпийским стенам. Здесь встречаются можжевельник высокий, очень старые особи тиса ягодного и очень редкие эндемики Крыма. На пятачке верхнего плато хорошо сохранилась роща старых, с полуметровыми стволами толщиной, деревьев груши лохолистной. Её опушенные серебристые листья в знойный летний день напоминают цветущую крону. Многие виды флоры Парагильмена занесены в Красную книгу Украины.

Парагильмен - памятник природы с 1964 г. В 1979 году на горе Парагильмен и прилегающем участке букового леса организован заказник лекарственных растений, десять видов из которых занесены в Красные книги.

Через Парагильмен ведет древняя вьючная тропа, по которой пролегает популярный маршрут подъема на г. Роман-кош (1545 м ) - высшую точку Крыма. Грунтовая дорога от троллейбусной трассы начинается у с. Виноградное.

О Парагильмене сложено немало легенд . Кинематографисты снимали здесь романтические сцены для приключенческих фильмов, например, «Сердца трех».

Достопримечательности

Интереснейшая достопримечательность Парагильмена - приютившиеся в глубокой расщелине на вершине два больших тиса. Толщина ствола одного из них - около 70 см, а могучие ветви распластались в стороны на 7–8 метров. Этот тис-гигант не уступает по возрасту своему тысячелетнему собрату на Ай-Петри .

Скалолазание

На горе Парагильмен проложены альпинистские маршруты различной категории сложности: вершина Парагильмен включает в себя три непохожих друг на друга массива. Западный (левый) - представляет собой сильно разрушенный поросший деревьями массив. Только крайняя правая его часть относительно монолитна. Здесь, по выраженному контрфорсу проходит маршрут 1-й категории сложности. Центральную стену окаймляют с обеих сторон два огромных внутренних угла-кулуара. На ней проложено минимум 4 маршрута, от 2-й до 4-й категории сложности. Правый массив очень разнообразен: там есть и вертикальные стены, и стены, увитые плющом, локальные монолитные нависания, и полки, посыпанные камнями. Протяжённость маршрутов около 250 м.

На сайт

КРЫМСКИЕ МАРШРУТЫ. ПАРАГЕЛЬМЕН

Общая характеристика:

Проезжая очередной раз на Форос, я обещал себе вернуться на Парагельмен, где сходил в 1991 году первый крымский маршрут. И сейчас начинаю цикл статей именно с него.

Освоение массива началось в 60-е годы, о чем говорят деревянные клинья (!) и крючья из стальных уголков 50х50. В 80-е годы и в самом начале 90-х это место было популярно среди начинающих альпинистов: у меня очень многие знакомые сходили первые двойки, тройки именно здесь. Сейчас популярность этой горы (так как и Сокола) у альпинистов несколько упала. Причина этого в некоторых “тепличных” двойках-четверках Ф. Канта, Мшатки, Челеби, где станции почти всегда на деревьях, а крючья – дурной тон.
Но побывать на Парагельмене стоит - во-первых: своеобразие природы этого уголка Крыма, обусловленная близостью к Роман-Кош; во-вторых: меньше следов человека (т.е. банального мусора), чем на Форосе, в-третьих: нефороское строение скал, большая крутизна, малая протяженность маршрутов существенно разнообразят Ваши технические приемы.

Как добраться, где жить?

Добираться до Парагельмена из Симферополя можно на троллейбусе или автобусе, следующем до Ялты, остановка "Малый Маяк" – первая после Алушты. Далее от шоссе подниматься вправо вверх около часа в направлении стены. В начале пройти несколько домов, пересечь дорогу и, обнаружив зеленую водопроводную трубу, двигаться вдоль нее через лес с небольшими лавандовыми полями. Остановиться на стоянку можно выше или ниже верхней дороги. От нее до начал маршрутов 15 - 20 минут. Воду можно взять ниже верхней дороги из пропила на трубе. Для любителей комфорта: можно жить и в поселке ниже трассы Симферополь-Ялта, тогда подходы несколько увеличатся, но компенсируются наличием магазинов, летних закусочных и т. д.
Кроме альпинистов, этот район пользуется известностью у парапланеристов, а раньше, в конце 80-ых, здесь проводились соревнования скалолазов союзного уровня.

Техническая характеристика:

Только крайняя правая его часть относительно монолитна. Именно здесь, по выраженному контрфорсу проходит маршрут первой категории сложности.
Центральную стену окаймляют с обеих сторон два огромных внутренних угла-кулуара. На ней проложено минимум 4 маршрута, от второй до четвертой категории сложности. Всех их отличает от форосских маршрутов малая протяженность и большое количество технических трудностей. На "тройках" можно встретить участки с лазанием IV+/V- или требующие ИТО, что характерно для форосских маршрутов 4А, 4Б к.с. Маршрут 4 к.с. на Парагельмен (первопрохождение Ю.Лишаев) соответствует форосским "пятеркам" по набору сложностей, но уступает им в длине.

Правый массив очень разнообразен: там есть и вертикальные стены, и стены, увитые плющом, локальные монолитные нависания, и полки, посыпанные камнями. Поэтому полноценных маршрутов там нет (если я ошибаюсь, поправьте меня). Именно эта часть массива представляет собой идеальный полигон для желающих попробовать себя в качестве первопроходца, но прежде чем сделать это – оцените еще раз свои силы.

Спуск с вершины - на восток по тропе занимает 20 - 25 минут до верхней дороги.

Список маршрутов на вершину Парагельмен:

Маршрут 1
1Б, II

На мой взгляд – самый простой маршрут Крыма 1Б категории, очень приятный и дружелюбный. Идеальный вариант для первого самостоятельного спортивного восхождения в малых горах. Маршрут проходит по правому краю и контрфорсу левого массива Парагельмена, левее огромного разлома - кулуара.

От верхней дороги подойти в направлении контрфорса сначала по тропинке, потом по некатегорированным скалам (10-15 минут). Далее, в связках, вверх 200-250 метров по простым и средней сложности скалам, страховка через выступы, деревья, крючья. Последние 50 м немного труднее предыдущих участков (II). Необходимо, забирая вправо, по плитам и щелям подойти к дереву с табличкой, далее по простым скалам 10-15 метров выход на яйлу.

На маршруте много деревьев и старых крючьев, что является не только ориентиром движения, но и упрощает организацию пунктов страховки.

Время прохождения: 2-3 часа.

Снаряжение: набор закладок, 5 оттяжек, петли на деревья для организации станций.

Маршрут 2
2А, III, A1

Маршрут начинается правее разлома-кулуара от дерева с тросовой петлей (ориентир начала) и проходит по левому контрфорсу центрального массива (ЮЗ кф).

От дерева по правой стороне ребра подниматься 30 м по скалам средней сложности (III) до стенки с трудной щелью (ключ маршрута). Щель проходится с использованием ИТО (длинные клинья, 3м,А1), далее по стене 5 м до тросовой петли - R1.

Затем подойти под карниз, пройти его справа и войти во внутренний угол (II). Станция выше на полке с тросовой петлей. От R2 по контрфорсу 100-150 метров вверх по простым скалам (II-), придерживаясь левой стороны, до предвершины. От нее, через провал (страховка,!!!) 50-70м до яйлы.

Время прохождения: 2-4 часа

Снаряжение: закладки, 5-8 оттяжек, некоторые группы бьют крючья.

Маршрут 3
3Б, V, A1

Одна из сильнейших “троек” Крыма. По набору ощущений эквивалентна “Камину Челеби”. Маршрут пробит часто, но безопасности это не прибавляет: крючья старые (20-30 лет), не всегда в надёжных трещинах, встречаются даже деревянные клинья.

Итак, маршрут проходит левее центра стены с выходом на предвершинную башню по ЮЗ контрфорсу. Началом является левая из 2-3 щелей центра стены. Участок R1 выводит на полочку со шлямбуром. От R1 - по отколу (IV-), обходя нависание слева, подойти к трудной стенке. По стене вертикально вверх (10 м, 85°,V-) до узкой полки с двумя “марковками” - R2. Затем подойти 5 м под нависание, пройти его по щели (5 м,95°,V+A1) и по отколу (80°,IV+) выйти через 15 м на узкую неудобную полку под вертикальным камином. Для организации надёжной страховки могут потребоваться крючья (!!!).

По трудному узкому камину 15-20 м вверх (первому двигаться без рюкзака), затем выйти на его левую (!!!) стенку и по скалам средней сложности 15-20 м вверх. Участки R2,R3 содержат множество старых крючьев, некоторые из них в очень плохом состоянии.

Наше прохождение: 30 сентября 1995 г. ; 3 часа.
Снаряжение: френды (рекомендуется), набор закладок, оттяжки (6-10 шт.), стропа для блокировки крючьев, крючья+молоток - рекомендуются. Нам хватило набора закладок и френд, 6 оттяжек, однако это не показатель - очень хотелось крючьев-лепестков для организации R3.

Известные варианты:

от R1 по отколу вверх, обходя нависание справа. Вероятна станция во внутреннем углу. Далее двигаясь по очень трудным (визуально, не менее V-V+), вертикальным скалам вверх-влево, возможен подход к камину - R3 .

Нами этот вариант не ходился, но есть воспоминания о существовании оного от Максима Робука (Харьков-Кривой Рог), датируемые 92-93 годом и снятая оттуда лесенка.

Cостояние его и возможность организации страховки сейчас нам неизвестны.

P.S. С середины маршрута хорошо просматриваются шлямбура, маркированные красным цветом, принадлежащие четверке Фантика. Желающим ознакомиться с этим маршрутом и хорошо размяться – тройка для Вас.

Альпинистов, краеведов, кинематографистов и просто любителей красивых пейзажей привлекает в Крыму гора Парагильмен. Здесь есть отвесные скалы и тропки для романтиков, с вершины можно увидеть знаменитый мыс Меганом, а рядом растут тисы, хорошо помнящие хана Мамая.

Где находится гора в Крыму?

Она расположена в районе Большой Алушты. Ближайшие к ней населенные пункты – села Виноградное и Малый Маяк. Рядом вы увидите еще один интересный туристический объект – гору Куш-Кая (одна из трех в Крыму с таким названием). А еще прямо под возвышенностью виднеются Алуштинский цементный завод и , перемешанной с другим разнотравьем.

Парагильмен на карте Крыма

Открыть карту

История появления и интересные факты

Именуемый Парагильмен, он представляет собой отторженец (обломок) горной цепи Главная гряда. Предположительно, он образовался в юрское время – об этом свидетельствует геологический состав (известняк, постепенно превращающийся уже в мрамор). Гора медленно, но уверенно сползает в сторону моря. Со стороны упомянутой гряды попасть сюда – высота 871 м над уровнем моря – можно довольно легко, но остальные склоны почти отвесные. На карте гора напоминает формой трапецию с подъемом (математическим, а не над почвой) около полукилометра.

Преодоление себя

Загадочное название Парагильмен – греческого происхождения. Его родоначальником является философский термин, означающий «выход за рамки», «нарушение пределов чего-либо». Возможно, греки хотели подчеркнуть этим высоту, но современные альпинисты могут с ними не согласиться. Гора эта – отличный и небезопасный тренировочный полигон. Тот, кто покорит ее, выйдет за рамки прошлого себя, преодолеет пределы собственного неумения, поспорит с судьбой.

В Крыму есть песенка, полная черного юмора, про сорвавшегося в пропасть скалолаза, чей товарищ, изучая особенности падения, пытался вычислить высоту скалы, где произошел несчастный случай. Обязательно найдется кто-нибудь, кто заявит, что это написано про Парагильмен. Но спортсмены все равно приезжают сюда – в таких местах действительно можно понять, кому какова цена.

Еще гора привлекает искателей сокровищ. Легенды на эту тему неточны, но окрестное население уверено, что на Парагильмене должен дожидаться своего часа клад некоего древнего богача. «Копанки» досужих почитателей «Острова сокровищ» можно видеть вдоль всех туристических троп, ведущих на гору.

Необычный, диковатый вид окрестностей Парагильмена, бурная растительность у его подножия привлекли внимание кинематографистов. Выдающийся украинский географ Э.Т. Палиенко посоветовал это место режиссеру, актеру и продюсеру Сергею Жигунову для съемок пейзажей «затерянного мира» в фильме . И только у тех, кто точно знал суть вопроса, возникли подозрения, что это не совсем Латинская Америка. А многочисленные фото горы Парагильмен украшают календари и рекламные плакаты, смотрясь на них замечательно.

Маршруты на Парагильмен: особенности подъема

Маршруты на гору Парагильмен проложены как для тренированных альпинистов, так и для обычных туристов. Последним нужно просто быть здоровыми – подъем не составит большого труда. Известнейший из подобных маршрутов начинается у остановки маршруток Малый Маяк. Совершить поход по нему можно без оборудования и опыта в скалолазании. Опытные путешественники предупреждают новичков, что в случаях, когда на разветвлении тропы нет специального указателя, следует поворачивать налево.

По дороге встретится родник, а возле вершины – два очень старых тиса, ствол одного имеет 70 см в диаметре, что говорит о том, что ему примерно 700 лет.
Он являет собой одно из древнейших деревьев Тавриды. Наличие этого старожила и 30 других (в том числе редких) видов растений на склонах заставило власть в 1964 г. объявить Парагильмен памятником природы.

Со стороны села Виноградное, по Главной гряде, туристам предлагается и . Она несколько длиннее (хотя трассы непродолжительны), но зато по дороге можно полюбоваться еще и на небольшое горное озеро. С пика просто увидеть не только окрестные поселки и , но и возле Судака (так говорят опытные люди).

У подножия горы, ближе к отвесным скальным выступам, расположен лагерь «Парагильмен». Но он для избранных – это место встречи настоящих альпинистов, тех, для которых вечно сверкают изумрудным льдом непокоренные еще возвышенности. Отсюда они отправляются на собственные маршруты различной категории сложности, здесь делятся новостями и встречают друзей.

На Парагильмене встречаются также краеведы, любители природы и представители прочих категорий отставших от современной жизни людей, для которых есть вещи, несравнимо более ценные, чем автомобили и смартфоны.

И летом люди, мечтающие победить самых себя, едут в Крым. Гора Парагильмен предоставляет им отличную возможность узнать себе цену. Оказавшись на вершине после преодоления отвесной скалы, победители действительно могут попробовать хватать звезды с небес! В заключение предлагаем короткий видео отчет о восхождение, приятного просмотра.