Восточное измайлово. Измайловские лагеря Бывший военный полигон в измайлово

18.10.2023

Измайловский аэродром находился между Верхней Первомайской улицей и Щелковским шоссе. Лагерь, строивший аэродром, появился в Измайлове в мае 1943 года. В начале июня его собирались огораживать колючей проволокой. Годовой отчет «объекта № 1700», хранящийся в делах Управления аэродромного строительства, сообщает:

Строительство объекта № 1700 производилось на новой площадке, не имевшей никаких временных сооружений. <...> В первую очередь в период май – июнь были построены лагерь для з/к з/к со всеми необходимыми службами, гараж, мастерский, склады. Основные работы по сооружению объекта 1700 начались 1 июля 1943 года и закончились 31 октября 1943 года. Объект принят в эксплуатацию с оценкой отлично.

Прямого указания на расположение объекта в этом отчете нет, но на то, что так назывался аэродром в Измайлове, указывают повлекшие дополнительные расходы « погрузочно-разгрузочные работы, в особенности кирпича на станции Черкизово». Это - ближайшая к тому месту, где находился Измайловский аэропорт, железнодорожная станция, и другого аэропорта на разумном расстоянии от нее нет.

В мае на строительстве работали 425 женщин, 77 подростков и 28 мужчин. В июне женщин уже 525, а мужчин 54. В июле заключенных перевели из «ОЛП (отдельного лагерного пункта. - Е.Н. ) строительства 132», достроившего аэродром в Быкове. Его начальник тов. Волков сообщал членам лагерной партячейки 24 июня, что «с 1 июля мы уже начнем перебрасывать по частям рабочую силу на строительство Измайловского аэродрома». В июле женщин в лагере было 775, подростков - 265. мужчин - 145. Состав заключенных лагеря до окончания строительства менялся так: август 958/236/199, сентябрь 876/214/153, октябрь 788/166/134. Кроме стройки, при лагере были «огородно-полевое хозяйство» и «птицеферма на 100 кур».

Достраивать аэродром заключенные продолжали и в следующем году: «Строительство представляло собой окончание недоделок по работам 1943 года». В частности, за лагерем числилось «выполнение работ по послеосадочному ремонту ВПП (взлетно-посадочной полосы)». «По своему составу рабсила полностью состояла из малолеток - мужчин и незначительного числа женщин».

В конце года, очевидно, предполагалось, что лагерь не будет расформирован. Заключенные строили не только сооружения, связаные с аэродромом. Список выполненных лагерем работ завершался обобщением: «Не считая участков в Москве в районе строительства».

13 декабря 1944 года «ОЛП строительства 1700» выбирал секретаря собственной партийной ячейки. До этого коммунисты на собрания ездили в Тушино. Это было неудобно: «Тушино расположено на большом расстоянии <...> не всегда могли прибыть члены». В Тушине находился ОЛП «строительства 132», которому, кроме Тушинского и Измайловского лагерей, подчинялись в это время еще лагеря в Томилине и на Ленинградском проспекте - «участок МАДИ». По итогам голосования ячейка постановила «секретарем избрать тов. <Ефима, отчество нрзб> Дорофеева». Точное расположение лагеря и время его закрытия не установлены.

Первомайская

В 1946 году «ОЛП при строительстве 132» получил номерное название ОЛП-15 . Лагерь в Тушине ему не подчинялся. В это время заключенные ОЛП-15 работали на стройках в Измайлове, Ростокине, Карачарове, Комунарке, Крекшине, Томилине, на Маяковской <площади?>, Калужской заставе. Эти стройки до 1946 года подчинялись Управлению по делам военнопленных и интернированных. На всех из них, кроме Ростокино, были лагеря этого управления. О положении в Измайловском лагере докладывал его начальник на собрании ячейки 11 января 1946 года:

Кузин, начальник участка Первомайское. Нет работы для заключенных. Вместо основной работы вяжем веники.

К концу 1946 года центральным лагерем становится Измайловский. 30 декабря члены партячейки сетовали: «В связи с переездом ОЛП в Измайлово намного удлинилось расстояние от лагерных участков к центру». На этом протоколе партийная история ОЛП-15 заканчивается.

Сведений о лагере в Измайлове до лета 1948 года нет. А 26 июля этого года первое партсобрание провела партячейка ОЛП-48 . Согласно списку мест заключения, составленному 26 мая 1951 года, у этого ОЛП был лагерь - лагпункт «Измайлово». Летом 1948 года, предположительно, он находился в начале Первомайской улицы. К осени 1949 года его часть находилась в недостроенных домах. На октябрь начальник лагеря планировал «окончание строительства подвального помещения 1 этажа дома 7 для размещения склада и столовой лагеря».

Других сведений о нахождении лагеря в это время нет, кроме того, что были лагучастки - то есть отдельные лагеря № 1 и № 2. Работали заключенные на стройках, о которых известны только номера «объектов» - 170, 178, 181, домов 8, 3-3а (их нужно было достроить до морозов в 1949 году) - и детали строительного быта:

…заключенные используются неправильно <…> бригадир Факидо в течение января и февраля месяца заготавливал ступени и только в марте обнаруживается брак
<…> в/н (военный надзор, - Е.Н.) стройки сплелся с заключенными, приносят водку, продают вещи, выданные лагерем
<…> ряд работ по штукатурке малярные и др выполнялся в холодным помещениях…

В конце 1950 года, к досаде начальника, часть заключенных отправили в лагерь, строивший высотку на Котельнической набережной:

Лучший контигент отправлен в ОЛП 49 <…> вновь полученное пополнение не знает строительства

Там же. Л. 32

При образовании ОЛП в 1948 году его начальником был тов. Сидоренко, в апреле 1949 года - тов. Зыков, в июле - Борисов, а с 23 августа - Сморчков. Деятельность начальника Сидоренко секретарь партбюро Артюшин, возможно, одобрял, короткое руководство Борисова не оценивал, а о действующем начальнике высказывался прямо:

В период руководства тов Зыковым и секретарем Сажиным положение в лагере ухудшилось. в настоящее время руководит лагерем тов. Сморчков, который имеет ряд недостатков в руководстве…

Там же. Л. 1а

26 мая 1951 года в лагпункте «Измайлово», рассчитанном на 900 человек, находилось 659 заключенных. В это время в ОЛП-48 входил лагпункт «Реутово», заключенные которого строили казармы МВД. Сейчас в них размещается дивизия им. Дзержинского.

11-я Парковая

К 1952 году ОЛП-48 был переименован в лагерное отделение № 12. Оно находилось в доме № 59-61 на Первомайской улице (в двух списках лагерей указана «Улица 1 мая»). Сейчас дома с таким номером не существует, но, судя по имеющимся номерам домов, он стоял на углу 7-й Парковой улицы. Здесь, видимо, располагалась администрация, а сам лагерь был дальше - у 11-й Парковой улицы, которая считалась адресом «Центрального лагерного участка». В этом месте лагерь был построен уже после составления Генерального плана Москвы 1952 года, поскольку на нем огороженная территория лагеря не обозначена. Его точное расположение не установлено. Предположительно, лагерь, согласно лагерной справке, занимавший «жилой дом трехэтажный кирпичный», мог находиться в глубине квартала, там, где сейчас проходит Средняя Первомайская улица. В этом месте на генеральном плане отмечено необычное для этого района кирпичное строение.

На 1 января 1953 года лагерному отделению в Измайлове подчинялся лагерь в Старой Купавне , на Тонкосуконной фабрике.

С октября 1951-го и до закрытия начальником лагеря был майор надзорслужбы Грибов.

Приказ о закрытия лагеря издан 13 апреля 1953 года, и к 16 июля лагерное отделение № 12 было ликвидировано.

Почти одновременно с лагерным отделением № 12, 29 апреля, было закрыто Управление лагерей ИТЛ (исправительно-трудовой лагерь) с литерным названием «КА», подчиненное Главному управлению лагерей промышленного строительства. Она было создано в январе 1952 года и к моменту закрытия базировалось на 13-й Парковой улице. Находилась по этому адресу только лагерная администрация или сам лагерь и был ли он связан с лагерем на 11-й Парковой, установить не удалось.

Я узнаю Москву
ТЕРРИТОРИЯ: ВОСТОЧНОЕ ИЗМАЙЛОВО
ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА РАЙОНА ВОСТОЧНОЕ ИЗМАЙЛОВО

Название района Восточное Измайлово связано с географическим положением и уходит своими корнями в седую старину, когда неподалеку находилось древнее село Измайлово, упоминаемое в писцовых книгах в 1571 году. Существует несколько противоречивых версий происхождения названия села. Первая связана с переселенцами из села Измайлово Нижегородской губернии; вторая – с родом бояр Измайловых, родословная которых была опубликована в книге «Общий гербовник дворянских родов Всероссийской империи». Какая из версий является достоверной неизвестно, но село Измайлово существовало уже во времена Ивана Грозного.

С 1654 года Измайлово становится загородной усадьбой царя Алексея Михайловича, который в ее окрестностях устраивает хозяйство нового типа. На территории, где расположен современный район Восточное Измайлово были разбиты несколько больших садов с самыми разнообразными породами деревьев и кустарников. Расчищались лесные заросли, осваивались пустоши, вводилось пятиполье, культивировались рожь, горох, пшеница, овес, ячмень, просо, греча, репа, мак, конопля, хлопок, лен - долгунец; строились парники и оранжереи, в которых выращивались дыни, арбузы, виноград.

Измайлово часто посещал в детские и юношеские годы Петр I. В юные годы Петра I, во времена потешных игр в районе Восточное Измайлово были заложены «потешные крепостцы». В этих местах из потешных Петровских полков рождалась Российская гвардия. На территории района сохранились остатки кольцевых земляных укреплений, сохранившихся от древней крепости. Ее название не сохранилось, но прочно вошло в историю название – Петровские валы, т.к. данные укрепления использовались в потешных боях юного Петра I.

С 1935 года Восточное Измайлово входит в черту города Москвы.

На территории Восточного Измайлово находился военный аэродром, на котором с июня 1942 года по март 1959 года базировался 65-й отдельный Краснознаменный транспортный авиаполк ВВС ВМФ.

Каменное строительство в Восточном Измайлово начинается в послевоенные годы. Массив между 14-ой и 15-ой Парковыми улицами застраивается по проекту известного зодчего академика И.В. Жолтовского.

В 70-е годы начинается строительство многоэтажных домов на Первомайской улице под руководством архитектора, заслуженного строителя СССР З.М. Розенфельда.

В настоящее время район Восточное Измайлово входит в состав Восточного административного округа г. Москвы.

ТОПОНИМИКА
Этот район – часть исторического Измайлова. Ограничен с севера Сиреневым бульваром, с запада – 9-й и 11-й Парковыми улицами, с юга – Измайловским проспектом и границей Измайловского лесничества, с востока границей, совпадающей с границей города, служит МКАД до отметки 106,5 км. В непосредственной близости к границам района находится станция метро «Первомайская». Площадь 309,4 га. Жилищный фонд – 1099,8 тыс. кв. м, численность населения – около 62,2 тыс. человек.
В районе 3 больницы, столько же поликлиник, несколько аптек, 6 общеобразовательных школ, 13 детских садов, лицей, 2 колледжа, 2 учебно-воспитательных комплекса, 2 детские музыкальные школы, школа-интернат, 3 детские спортивные школы.
Работают 4 библиотеки, кинотеатр «Первомайский», Московский Театр теней, детская художественная школа и 6 детско-подростковых клубов.
ГЕРАЛЬДИКА

ГЕРБ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВОСТОЧНОЕ ИЗМАЙЛОВО

Серебряная сова, символ мудрости, означает наличие в муниципальном образования широкой сети научно-исследовательских и образовательных учреждений. Серебряное шанцевое укрепление символизирует историческую достопримечательность муниципального образования сохранившиеся до настоящих дней земляные валы древней крепости. Зеленый цвет поля символизирует нахождение на территории муниципального образования Измайловского лесопарка, а также красивейшего Сиреневого бульвара, название которого связано с сиреневым питомником селекционера Л. П. Колесникова.

КРАТКИЕ ОПИСАНИЯ ИНТЕРЕСНЫХ ОБЪЕКТОВ, РАЗМЕЩЕННЫХ НА ТЕРРИТОРИИ - ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, ИССКУСТВА, ДОМА,
ПРИМЕЧАТЕЛЬНЫЕ МЕСТА.

Свою историю Измайлово ведет со времен Ивана Грозного. Именно он пожаловал это село родному брату своей жены боярину Никите Захарьину-Юрьеву, который основал здесь свое родовое гнездо. После смерти последнего представителя рода – Никиты Ивановича Романова, бывшего наставником молодого царя Алексея Михайловича, усадьба перешла в государственную казну.
В 1663 году Алексей Михайлович, любивший это место с детских лет, поселил здесь крестьян из четырех слобод и основал первую ферму. На ней выращивались не только традиционные для средней полосы России культуры, но и районировались экзотические виды растений. Так в Измайлово довольно успешно вызревали арбузы и дыни, виноград и финики, хлопок и миндаль, перец и тутовник.
В центре острова был построен роскошный, многоярусный дворец, ставший царской резиденцией для нескольких поколений правителей России. Рядом с ним вырос Покровский собор и многочисленные хозяйственные постройки. Среди них были, например, первый в стране стекольный завод, льняная мануфактура и кирпичный завод.
Каждый представитель царской семьи находил в усадьбе Измайлово что-то для себя. Алексей Михайлович с удовольствием занимался сельскохозяйственными экспериментами и охотой. Федор Алексеевич и Софья Алексеевна получили возможность развернуть интересную им строительную деятельность. Петр Алексеевич устраивал знаменитые потешные бои и делал первые шаги в кораблестроении.
СТРОКИНСКОЕ УКРЕПЛЕНИЕ

Так называемая Измайловская аномалия: территория, окруженная громадным рукотворным валом, видным из космоса (полкилометра в диаметре, два метра высотой и двадцать - шириной). Внутри - четыре
радиальных вала (два сохранились полностью) и круглый остров, ограниченный глубоким рвом с водой. Один из самых эффектных отечественных археологических объектов - и самый малоизученный: археологи занялись им только в 1999 году, нашли в пробном шурфе белоглиняную керамику XV–XVI века, на этом исследования встали. Сведений о его происхождении крайне мало, зато в избытке хватает версий - одни считают его остатками потешной крепости времен Петра Первого, другие - развалинами крепости XIII века, созданной для отражения нападения татаро - монгол, остатками царского скотного двора или кирпичного завода. Отдельная партия вообще считает, что все это создали инопланетяне, и называет строкинское укрепление нашим русским Стоунхенджем. Его чуть не срыли при строительстве МКАД, а сейчас значительная часть объекта находится на территории Измайловского совхоза декоративного садоводства. Чтобы рассмотреть его, нужно попасть на территорию совхоза.
Укрепление находится за 16-й Парковой, в восточной части парка «Измайлово» рядом с МКАД

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ, СВЯЗАННЫЕ С ИСТОРИЕЙ И СОВРЕМЕННОСТЬЮ ТЕРРИТОРИИ
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. В годы войны на территории Восточного Измайлова находился военный аэродром Измайлово. На нем с июня 1942 года по март 1959 года базировался 65 отдельный Краснознаменный транспортный авиаполк ВВС ВМФ.

С этого аэродрома в годы войны летчики совершали боевые вылеты, защищали небо столицы в дни битвы за Москву в 1941-1942 годах.
Интенсивное строительство развернулось сразу после войны. Пересекающие Первомайскую улицу проезды в 1949 году получили названия Парковых улиц. В том же 1949 году получил своё название и Измайловский бульвар, а в 1960 году появился Сиреневый бульвар - нынешняя северная граница района. Массив между 14-й и 15-й Парковыми улицами застраивался по проекту известного зодчего академика
И. В. Жолтовского. В настоящее время эти дома не сохранились. На их месте возвышаются многоэтажные дома.

На месте взлетной полосы в 1966 году была построена школа № 351. Теперь это Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Гимназия № 1811 "Восточное Измайлово" Структурное подразделение № 6.

В школе в 1998 году был открыт историко - краеведческий музей
«Мы живем в районе Восточное Измайлово», где хранится фотография ветеранов 65-го отдельного Краснознаменного транспортного авиаполка.

В 1965 году ветераны Великой Отечественной войны к 20-летию Победы решили на земле Восточного Измайлова разбить яблоневый сад и установили памятный знак. Так в районе появился Сад Ветеранов. В 2013 году по соседству с Садом ветеранов было открыто структурное подразделение ГБОУ Гимназии 1811 Восточное Измайлово СП № 9, воспитанники которого вместе с управой района ухаживают за памятником и встречаются с ветеранами той войны.
Мы живем в районе Восточное Измайлово и видим, как хорошеет, растет наш район день ото дня. Новостройки омолаживают и делают район современным и красивым. И пусть Восточное Измайлово небольшой район, но в нем живут и работают люди, которые делают все, чтобы наш район хорошел день ото дня.

: 55°47′57″ с. ш. 37°48′46″ в. д.  /  55.799167° с. ш. 37.812778° в. д. (G) (O) 55.799167 , 37.812778

Аэродром «Измайлово» - аэродром, располагавшийся в ближнем пригороде, на северо-востоке Москвы. С июля 1942 года по март 1959 года на аэродроме базировался 65-й отдельный Краснознамённый транспортный авиаполк Военно-Воздушных сил Военно-Морского флота (войсковая часть 42841).

По некоторым данным, ранее, до 1942 года на Измайловском аэродроме базировался 65-й истребительный авиационный полк особого назначения ВВС Военно-Морского Флота, который защищал небо столицы в дни битвы за Москву в 1941-1942 годах .

История

7 июня 1942 года на аэродроме «Измайлово» была сформирована авиационно-техническая база. Её первым командиром был интендант 3 ранга И. А. Батюшков, заместителем командира по политической части - батальонный комиссар Галичий. Буквально на следующий день - 8 июня - был сформирован 65 отдельный авиационный полк Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. С тех пор и по настоящее время, несмотря на все преобразования, передислокации, сокращения, переименования, обе части практически неотделимы друг от друга .

Расположение аэродрома

Территория аэродрома ограничивалась современными Измайловским проспектом (с юга), Щелковским (тогда Стромынским) шоссе (с севера), 5-й Парковой улицей (с запада), и 16-й Парковой улицей (с востока). В начале 1950-х по линии современного Измайловского проспекта находился забор из колючей проволоки, за которым в направлении Стромынского шоссе на север располагалась террритория аэродрома.

Военный городок находился в районе 16-й Парковой улицы, ориентир современная школа-интернат № 76. В послевоенное время за Щелковским шоссе, в районе современных 11-й и 13-й Парковых улиц располагались антенные поля приводных радиостанций.

Весной 1959 года 65-й авиаполк переведен в город Щербинку, аэродром Остафьево . На освободившейся территории в 1960-м году начато жилищное строительство. Одной из первых была построена больница № 57 между 11-й и 13-й Парковыми улицами. Территория на отрезке между 9-й и 11-й Парковыми улицами, примыкающая с юга к современному Сиреневому бульвару, где в 1940-1950-е годы располагалась опытная база завода № 156, была выделена под жилищное строительство этого завода, позднее последовательно переименованного в ММЗ "Опыт", МНТК имени А.Н. Туполева и в ОАО "Туполев".

В музее общеобразовательной школы № 351 (район Восточное Измайлово) хранится фотография ветеранов 65-го отдельного Краснознаменного транспортного авиаполка.

Примечания

Категории:

  • Военные аэродромы России
  • Аэродромы совместного базирования России
  • Аэродромы Москвы
  • Аэродромы Московской области
  • Измайлово

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Измайловка (Кировоградская область)
  • Измайлово (исторический район Москвы)

Смотреть что такое "Измайлово (аэродром)" в других словарях:

    Измайлово - Измайлово: Измайлово исторический район Москвы. Измайлово бывшая царская усадьба Измайлово военный аэродром, существовавший до 1959 года. Измайлово административный район Москвы. Измайлово гостиничный комплекс.… … Википедия

    Boeing B-29 Superfortress - B 29 Superfortress Оливковый B 29 в полёте. Тип тяжёлый бомба … Википедия

Аэродром «Измайлово» - бывший военный аэродром, располагавшийся в ближнем пригороде, на востоке Москвы. С июля 1942 года по март 1959 года на аэродроме базировался 65-й отдельный Краснознамённый транспортный авиаполк Военно-Воздушных сил Военно-Морского флота (войсковая часть 42841). По некоторым данным, ранее, до 1942 года на Измайловском аэродроме базировался 65-й истребительный авиационный полк особого назначения ВВС Военно-Морского Флота, который защищал небо столицы в дни битвы за Москву в 1941-1942 годах.

7 июня 1942 года на аэродроме «Измайлово» была сформирована авиационно-техническая база. Её первым командиром был интендант 3 ранга И. А. Батюшков, заместителем командира по политической части - батальонный комиссар Галичий. Буквально на следующий день - 8 июня - был сформирован 65 отдельный авиационный полк Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. С тех пор и по настоящее время, несмотря на все преобразования, передислокации, сокращения, переименования, обе части практически неотделимы друг от друга.

Расположение аэродрома

Территория аэродрома ограничивалась современными Измайловским проспектом (с юга), Щелковским (тогда Стромынским) шоссе (с севера), 5-й Парковой улицей (с запада), и 16-й Парковой улицей (с востока). В начале 1950-х по линии современного Измайловского проспекта находился забор из колючей проволоки, за которым в направлении Стромынского шоссе на север располагалась территория аэродрома.

Взлётно-посадочная полоса

Ориентация взлётно-посадочной полосы Измайловского аэродрома - в направлении на северо-запад, к Стромынскому шоссе. Начало полосы - в районе современной Верхней Первомайской улицы между 13-й Парковой улицей и продолжением 14-й Парковой улицы, под углом к Верхней Первомайской улице. Заход самолётов на посадку осуществлялся с юго-восточного направления.

Военный городок аэродрома

Военный городок находился в районе 16-й Парковой улицы, ориентир современная школа-интернат № 76. В послевоенное время за Щелковским шоссе, в районе современных 11-й и 13-й Парковых улиц располагались антенные поля приводных радиостанций. Весной 1959 года 65-й авиаполк переведен в город Щербинку, аэродром Остафьево. На освободившейся территории в 1960-м году начато жилищное строительство. Одной из первых была построена больница № 57 между 11-й и 13-й Парковыми улицами. Территория на отрезке между 9-й и 11-й Парковыми улицами, примыкающая с юга к современному Сиреневому бульвару, где в 1940-1950-е годы располагалась опытная база завода № 156, была выделена под жилищное строительство этого завода, позднее последовательно переименованного в ММЗ «Опыт», МНТК имени А. Н. Туполева и в ОАО «Туполев». В музее общеобразовательной школы № 351 (район Восточное Измайлово) хранится фотография ветеранов 65-го отдельного Краснознаменного транспортного авиаполка.


Измайловский аэродром перед началом застройки

Аэродром «Измайлово» - бывший военный аэродром, располагавшийся в ближнем пригороде, на востоке Москвы. С июня 1942 года по март 1959 года на аэродроме базировался 65-й отдельный Краснознамённый транспортный авиаполк Военно-Воздушных сил Военно-Морского флота (войсковая часть 42841).


День части

По некоторым данным, ранее, до 1942 года на Измайловском аэродроме базировался 65-й истребительный авиационный полк особого назначения ВВС Военно-Морского Флота, который защищал небо столицы в дни битвы за Москву в 1941-1942 годах.

7 июня 1942 года на аэродроме «Измайлово» была сформирована авиационно-техническая база. Её первым командиром был интендант 3 ранга И. А. Батюшков, заместителем командира по политической части - батальонный комиссар Галичий. Буквально на следующий день - 8 июня - был сформирован 65 отдельный авиационный полк Военно-Воздушных Сил Военно-Морского Флота. С тех пор и по настоящее время, несмотря на все преобразования, передислокации, сокращения, переименования, обе части практически неотделимы друг от друга.

Военный городок находился в районе 16-й Парковой улицы, ориентир современная школа-интернат № 76. В послевоенное время за Щелковским шоссе, в районе современных 11-й и 13-й Парковых улиц располагались антенные поля приводных радиостанций.

Аэродром появился в конце 1930-х годов и сразу же был засекречен. Он не значился ни на одной карте и имел настолько своеобразную форму, что с воздуха трудно было угадать очертания аэродрома. Например, его рулёжные дорожки были построены по окружности, а две взлётно-посадочные полосы были предельно короткие, каждая по 1 тысяче метров. С таких опасных полос лётчикам облегчал взлёт рельеф местности: скорость самолётов увеличивалась сразу после старта благодаря естественному уклону к северо-западу.


Ка-10 на аэродроме в Измайлово

Ветераны рассказывали, что даже в период наступления фашистов на Москву самолёты с этого аэродрома не взлетали. Причина всё та же: секретность, не хотели его «светить». За всю войну аэродром ни разу не бомбили.

Официально в годы войны аэродром Измайлово стал центральным аэродромом Военно-морского флота. Здесь базировался 65-й отдельный авиаполк особого назначения.

Особо секретный

Территория аэродрома ограничивалась современными Измайловским проспектом (с юга), Щёлковским шоссе (с севера), 5-й Парковой улицей (с запада) и 16-й Парковой улицей (с востока). Начало взлётной полосы было в районе современной Верхней Первомайской улицы, между 13-й Парковой улицей и продолжением 14-й Парковой улицы, под углом к Верхней Первомайской. Заход самолётов на посадку осуществлялся с юго-восточного направления.


План Москвы издания Мосгоргеотреста, 1952 г. (съёмка местности 1951 г.). Красным цветом обозначены границы территории аэродрома; зелёным - ВПП; жёлтым - место КДП; лиловым - рулёжка, или стоянка самолётов. Синим цветом обозначено место расположения ангара; знак "сооружение башенного типа" поставлен на углу 9-й Парковой и Верхней Первомайской,- там, где стоит загадочная башня, не обозначенная ни на одной карте.

Незадолго до смерти в 1985 году знаменитого воздушного аса Александра Покрышкина мне довелось поговорить с ним о нашем Измайловском аэродроме, - вспоминала директор школы № 351, на 13-той Парковой улиуе, д. 18 "а" Нателла Ефремова. - Он рассказал, что этот аэродром имел статус государственной важности. Именно отсюда Иосиф Сталин вылетел на Тегеранскую конференцию.

Ученикам школы удалось разыскать женщину, которая во время войны служила связисткой на этом аэродроме. Мария Старчукова поведала им, что аэродром использовался ещё и как испытательный полигон. Здесь работал знаменитый авиаконструктор Сергей Ильюшин. А испытания самолётов проводил Герой Советского Союза лётчик-испытатель Владимир Коккинаки. Довелось ей видеть даже знаменитый сверхсекретный американский стратегический бомбардировщик B-29 «Суперфортресс», который наши самолёты перехватили на Дальнем Востоке. Самолёт перегнали в Измайлово и буквально разобрали по винтикам. Позже часть конструкторских решений американцев использовали в разработке отечественных бомбардировщиков.

На месте взлётной полосы измайловского аэродрома в 1966 году была построена школа №351. В ней в 1998 году был открыт историко-краеведческий музей, где сейчас хранятся в том числе фотографии ветеранов 65-го особого авиаполка.

Весной 1959 года 277-я отдельная транспортная авиационная эскадрилья ВВС ВМФ была переведена из Измайлово на аэродром Остафьево (Щербинка), при этом аэродром Измайлово выводится из эксплуатации. Вместе с эскадрильей передислоцирована авиационно-техническая база (39-я вспомогательная авиационная база ВВС ВМФ в/ч 49345). На основании директивы ГШ ВМФ ОМУ/4/11086 от 04.05.1963 г. эскадрилья переформирована в 327-й отдельный транспортный краснознамённый авиационный полк, с непосредственным подчинением командующему авиацией ВМФ СССР.


Ан-12

Строительство аэродрома Остафьево вело строительное управление НКВД СССР, аэродром сдан в 1934 году. О характере и периодичности его использования на раннем этапе достоверных сведений нет.

Первое документально зафиксированное упоминание словосочетания «аэродром Остафьево» относится к 9 февраля 1942 года. В этот день директивой Заместителя Народного Комиссара Обороны Союза ССР за №338643 в «Остафьевский аэродром специального назначения Главного Управления Военно-Воздушных Сил Красной Армии» (полное официальное наименование) был переформирован 783-й батальон аэродромного обслуживания 6-го авиационного корпуса Военно-Воздушных Сил Московского военного округа. Приказом Народного Комиссара Обороны за № 00200 от 13 сентября 1942 года (и отданным на его основании 2 октября приказом по ВВС МВО за № 0186) Остафьевский аэродром специального назначения был передан из структуры НКВД в состав 17-й авиационной дивизии дальнего действия. Также на базе аэродрома была развернута Первая истребительная воздушная армия Противовоздушной обороны (1-я ИВА ПВО). К этому времени уже был полноценный военный аэродром с двумя взлётно-посадочными полосами и рулёжными дорожками с твёрдым покрытием, и имевший необходимую для его эксплуатации инфраструктуру.

Директивой штаба ВВС Красной Армии за № 512043 от 27 февраля 1943 года (и отданного 1 марта на её основании приказа по АДД) Остафьевский аэродром специального назначения был переименован в «Аэродром специального назначения № 5» (АСН № 5), и так он продолжал именоваться до 29 января 1964 года. В тоже время АСН № 5 получил условное обозначение «Войсковая часть – полевая почта № 10275». Кроме 17-й АДДД (с 26 марта 1943 года – 2-я гвардейская авиационная дивизия ДД), на аэродроме в годы войны базировались другие части и соединений Авиации Дальнего Действия – в частности, 1-я, 5-я гвардейская, 73-я вспомогательная авиационные дивизии, а так же лётный центр АДД.

В послевоенные годы на аэродроме Остафьево на базе лётного центра впервые осваивалась система слепой посадки СП-50 «Материк» и проводилось обучение экипажей ВВС и ГВФ.

До 1992 года моряки делили аэродром вместе с транспортной авиацией 37-й ВА, затем эскадрилью ДА перевели сначала в Ступино, а позднее в Тамбов, где успешно расформировали. На аэр. Остафьево остался транспортный полк ВМФ.

До 1993 года ВПП на аэродроме была 1520 м из них 1200 бетон. Затем полосу нарастили.

На основании Постановления Правления РАО «Газпром» от 3 февраля 1995 года, приказом РАО «Газпром» от 3 февраля 1995 года учреждено и зарегистрировано Московской регистрационной палатой (22 марта 1995 года) ООО Авиапредприятие «Газпром авиа», с местом основного базирования аэродром Остафьево.


Ветераны ОТАП

В 2000 году введен в эксплуатацию аэропортовый комплекс «Остафьево» для пассажирских авиаперевозок

В 2009 году сформирована 7055-я гв. АвБ ВМФ центрального подчинения


Встреча ветеранов на юбилее части

В 2012 авиабаза преобразована в авиагруппу 7050-й гвардейской авиационной базы Северного флота. В гарнизон переехал штаб Морской авиации ВМФ РФ.

На протяжении всей своей истории лётный и инженерно-технический состав части успешно и на высоком профессиональном уровне выполняли задачи по обеспечению перевозок личного состава и грузов на территории страны, а также за рубежом.


День части

Сюрприз для ветеранов части - авиаприветствие над ГДО:

Интересные факты

В 1803 г. в Остафьево, принадлежавшем тогда князю А. И. Вяземскому (отцу П. А. Вяземского), приземлилась на воздушном шаре первая русская воздухоплавательница княгиня П. Ю. Гагарина. Знаменитый воздушный шар долгое время после этого хранился в усадьбе Остафьево.

Во второй половине 1940-х годов аэродром Остафьево уже использовался как аэропорт: отсюда на самолётах Ли-2 выполнялись регулярные почтово-пассажирские и грузо-пассажирские авиарейсы в различные города СССР (Ворошиловград, Грозный, Днепропетровск, Краснодар, Одесса, Ростов-на-Дону и другие).

Власти Москвы в начале 2000-х годов пытались добиться закрытия аэродрома Остафьево, так как он мешал застройке многоэтажными домами деревни Староникольское, входящей в район Южное Бутово и находящейся в зоне шумового воздействия аэропорта. Но «Газпром» с такими планами решительно не согласился.
С мая 2009 года аэродром имеет сертификат приёма самолёта Boeing-737-700.

С 2010 года на территории аэродрома Остафьево базируются несколько вертолётов государственного учреждения «Московский авиационный центр» (ГУ МАЦ) ГОЧС города Москвы: Ка-32, EC-145, Ми-26.
В состав воинских подразделений аэродромного обслуживания входят войсковые части ВМФ. Военнослужащие, проходящие срочную службу в этих подразделениях, носят флотскую форму и флотские же воинские звания - матросов и старшин.

На плане развития московского метрополитена на 2013-2020 годы аэропорт Остафьево обозначен в неверном месте (на самом деле он находится в 6 километрах южнее). Это породило слухи о том, что к аэропорту будет подведена линия метро.

Информация получена из открытых источников, находящихся в свободном доступе в Интернете

Похожие статьи